Как жить после операции на сердце? В каких случаях необходим кардиостимулятор? Почему нельзя болеть «на ногах»? На вопросы читателей chel.aif.ru ответили главный врач Федерального центра сердечно-сосудистой хирургии в Челябинске Олег Лукин и врач-кардиолог Наталья Карауловская.
О ковиде и антикоагулянтах
- Правда ли, что после ковида сердце работает хуже?
В схемах лечения ковидной инфекции в обязательном порядке назначаются антикоагулянты - лекарственные средства, тормозящие рост уже возникших тромбов и препятствующие появлению новых. Даже после выздоровления их нужно ещё какое-то время принимать.
О кардиостимуляторах
- В каких случаях необходимо ставить кардиостимулятор?
Наталья Карауловская: Кардиостимулятор ставят только в тех случаях, когда имеется реальный риск жизни и здоровью пациента. При постоянной форме фибрилляции предсердий он не нужен. От добра добра не ищут: если у вас хорошее давление, значит, вас правильно наблюдают, назначают правильные препараты и их дозировки.
- Сколько работают кардиостимуляторы?
Олег Лукин: Что касается нормы, то нигде чётко не прописано, сколько должен работать кардиостимулятор. Аппарат рассчитан примерно на десять лет. Некоторые работают и 15, и 18 лет, все зависит от того, в каком режиме работает ЭКС. Минимальный срок службы при постоянной нагрузке - 10-12 лет, но когда она эпизодическая, то и срок удлиняется, бывает, и до 20 лет.
- Будут сложности с заменой из-за санкций? Ведь аппараты-то импортные.
Олег Лукин: Не переживайте. Кардиохирургия действительно серьезно завязана на импортных товарах, но на нас санкции не отразились. Медицина ведь считается гуманитарной отраслью, на которую не распространяются разного рода ограничения. В связи с последними событиями появились некоторые проблемы с логистикой, из той же Америки и Европы сложнее доставить медицинские устройства. Но проблема решается, поставки идут, удорожания не произошло. К тому же у нас есть и отечественное производство кардиостимуляторов, протезов, стентов, устройств для искусственного кровообращения и т.д.
О самолечении и препаратах
- Действительно ли у препаратов для снижения уровня холестерина имеются серьёзные побочные эффекты и есть ли альтернатива статинам?
Наталья Карауловская: Статины - это лекарственный препарат, как и любой другой, имеет свои показания, противопоказания и побочные эффекты. Современные статины, как правило, хорошо переносятся. Конечно существуют другие альтернативные препараты - как в монотерапии, так и в комбинации со статинами, для достижения целей лечения, например, фибраты. В любом случае назначение и выбор препаратов - это задача доктора.
- Многие боятся потерять работу и переносят болезни «на ногах», не берут больничные. Может ли это со временем отразиться на сердце?
Наталья Карауловская: Вообще такое поведение - неправильный подход. Мы живём один раз, никакой работодатель не должен влиять на наше отношение к себе, к своему здоровью. Жгучие, сжимающие боли за грудиной, которые могут отдавать плечо, в руку, в шею, в нижнюю челюсть, - это признак стенокардии. Как правило, боли эти кратковременны. Иногда человек, особенно молодой, может себя поймать на мысли, что он идёт слишком быстро и ему хочется остановиться. Или ему стало тяжелее подниматься пешком на девятый этаж. Это сигнал о классической стенокардии и повод обратиться к врачу. Тем более, если приступы стенокардии участились или начали появляться в покое, сопровождаются холодным липким потом. Ещё раз говорю: не ждите, что «самой пройдёт», вызовите «скорую помощь»!
Олег Лукин: Мы все считаем себя здоровыми и бессмертными. Но если вы понимаете, что чувствуете себя не так, как год назад, даже если вам всего 30-40 лет, обратитесь к врачу и разберитесь со своим состоянием. Лучше лишний раз сходить в поликлинику и не получить подтверждения серьезного диагноза, чем пропустить развитие болезни. Проверяйтесь хотя бы раз в два года! В этом плане очень важна диспансеризация: её главная задача как раз выявлять скрытые формы болезней. Увы, люди относятся к ней с пренебрежением.
О жизни после операции
- Некоторые пациенты, когда им предлагают шунтирование, боятся дать согласие на операцию...
Олег Лукин: Как говорят хирурги, любой скальпель - это последний аргумент, когда медикаментозная терапия совсем не помогает. Большинству пациентов приема лекарственных препаратов достаточно, чтоб предотвратить какие-то серьезные проблемы. Но нет никакой гарантии, что только в этом может быть спасение. Некоторые болезни со временем прогрессируют, поэтому всё надо делать вовремя. Хорошо, если после обширного инфаркта миокарда человек остался жив. Но операция «по ремонту сосудов» его сердца после таких серьезных последствий будет иметь уже совершенно иной результат, нежели до инфаркта. Мы восстановим коронарный кровоток, предотвратим развитие следующего инфаркта, продлим жизнь, но никто не сможет восстановить погибшую сердечную мышцу. Качество жизни будет уже другим. Вот если делать операцию до того, как случится инфаркт, тогда человек вернётся к своей обычной жизни со всеми привычными нагрузками быстрее и легче. Решение об операции, конечно, принимает сам пациент. Но ждать, когда «серьёзно накроет», не надо. Операций с нулевым риском, хоть и не бывает, но на сегодняшний день он минимален. Во всей хирургии - сердечно-сосудистой, абдоминальной, лор-хирургии – открытые операции уступают место новым технологиям, эффективным и менее травматичным.
- Как придётся жить после шунтирования?
Наталья Карауловская: Само собой, период сразу после операции требует очень больших ограничений. Первый месяц пациент носит корсет, ему нужно отменить всё, что связано с нагрузкой на грудную клетку. Постепенно по мере заживления и восстановления организма человек уже расширяет круг своих занятий и возвращается к обычной жизни. Операция – это травма, а травму нужно просто пережить. Многие операции улучшают состояние и делают качество жизни только выше. Как правило, спустя восстановительный послеоперационный период, человек чувствует себя лучше, чем до операции.
Кстати
В Челябинской области молодеют инфаркты, инсульты и другие кардиомиопатии, не связанные с атеросклерозом и проблемами сосудов. Играют свою роль и наследственность, и экология, и социально-экономические факторы.
«Стареет население всего мира, наша страна не исключение, - говорит Олег Лукин. – Сердечно-сосудистые патологии лидируют в рейтинге причин смертности. Что характерно: многие болезни в молодом возрасте протекают более тяжело, с более тяжёлыми последствиями, а иногда с летальными случаями. После 60 лет люди могут перенести и 1, и 2, и 5 инфарктов, и остаться в живых, а вот смертность в более молодом возрасте от первого же инфаркта очень высока».
«Есть факторы риска, на которые мы не можем повлиять, - рассуждает Наталья Карауловская, - но свой образ жизни, свою физическую активность мы изменить можем. Это залог 50% здоровья человека. Очень многое зависит от него самого: если человек не хочет быть здоровым, медицина ему не поможет. Если он, понимая все риски, не меняет свой образ жизни, питания, не следит за своим давлением, весом, то хоть какие лекарства ему назначай - толку не будет!»