Поможет спасти? Нужны ли дефибрилляторы в школах и магазинах

За последние пять лет в Челябинской области на уроках умерли четыре школьника. Недавно в копейской школе ученик скончался во время физкультуры. В связи с этим был вновь поднят вопрос: не пора ли установить в школах и общественных местах дефибрилляторы? Эксперты рассказали, может ли такая мера спасти жизни.

   
   

Роковые пять минут

Одна из школ спасения в Санкт-Петербурге совместила два видео. На одном из них – ЧП в Копейске, на другом – аналогичная ситуация с подростком на уроке физкультуры в США. Но в Штатах в оказание первой помощи был включен автоматический наружный дефибриллятор (АНД), в итоге ребенок выжил.

«На Западе АНД присутствуют повсеместно и уже не первый десяток лет, в России такая мера давно предложена сообществом, экспертами по первой помощи, но с 2018 года решение вопроса зависло в воздухе, - посетовал руководитель челябинской школы первой помощи и спасения на воде ЦСП «АКВАСПАС», спасатель, фельдшер скорой помощи, психолог РСЧС Дмитрий Микрюков. - В приказе Минздрава РФ №477 описаны восемь жизнеугрожающих состояний, при которых человеку необходимо оказать первую помощь. Все эти состояния требуют безотлагательного вмешательства в первые 3-5 минут. Всё, что будет сделано позже, практически не оставляет шансов на выживание. И мировая практика четко говорит о том, что выживаемость с использованием АНД в разы выше».

В Минобрнауки Челябинской области отметили, что решение вопроса с дефибрилляторами выходит за рамки полномочий ведомства.

«Всё-таки мы отвечаем в первую очередь за образовательный процесс, а не за жизнь и здоровье детей, - отметила первый замминистра образования и науки Челябинской области Елена Коузова. – Даже медики, которые работают в школьных медкабинетах, состоят в штатах поликлиник, а не школ».

Она сообщила, что будущих учителей обучают навыкам оказания первой помощи в вузе, в колледже. Затем периодически такие курсы организуются в процессе работы. Учителя физкультуры - особая песня, их учат, как по внешним признакам определить состояние ребёнка перед занятием. И сама нагрузка на уроке физкультуры даётся постепенно. «Подозрительного» ученика физрук отправляет на скамеечку и сообщает о его неважном самочувствии классному руководителю. Тот уже связывается с родителем, и принимается решение, оставить ребёнка в школе или отпустить домой. Бдительный учитель физкультуры найдёт время и изучит медкарты подопечных, чтобы понимать, с кем нужно быть внимательнее.

   
   

Сердце слабеет после ковида

По данным федерального Минобрнауки, пик смертей в школах пришёлся на 2017 год: тогда на уроках физкультуры скончались более 200 детей.

«Не могу сказать, что резко возросло число сердечно-сосудистых заболеваний среди детей, но подростки всегда в группе риска, - заявила врач-педиатр челябинской областной детской больницы Елизавета Полякова. – Когда идёт активный рост тела, сердце и сосуды не всегда успевают. Могут встретиться недообследованные и не выявленные пороки сердца, проблемы с электрической проводимостью сердца. При этом жалоб может не быть совсем».

В пандемию ковида педиатры столкнулись с тем, что у детей, перенесших вирус, поражаются сердечные мышцы, сосуды сердца. Не у всех и не всегда, но тем не менее такие случаи есть.

«Детские болезни, которые стали чаще встречаться за последнее десятилетие, - это сколиозы и искривления позвоночника из-за нагрузки на опорно-двигательный аппарат, гастриты и гастродуодениты из-за неправильного питания, аллергии, - перечислила Елизавета Полякова. - У каждого второго проблемы со зрением из-за постоянного времяпровождения с гаджетами. На первом году жизни родители обеспокоены здоровьем ребёнка, каждый месяц водят его на прием к педиатру. Но чем старше ребёнок, тем реже его водят в поликлинику. Бдительность взрослых снижается. Редкие родители приводят своих детей школьного возраста и подростков на плановый осмотр к педиатру».

«Дави на грудь!»

На вызов в школу к несовершеннолетним «скорая» всегда приезжает во внеочередном порядке.

«По существующему регламенту, у бригады «скорой» есть 20 минут, чтоб прибыть на экстренный вызов, - объяснил заместитель главврача «Станции скорой медицинской помощи» Челябинска Виктор Пястолов. - При вызове в первую очередь необходимо начинать с адреса. Постарайтесь сказать точный адрес - улицу и дом. Скажете «школа №35», диспетчеру придётся тратить время на выяснение адреса, потому что школы не забиты у нас в программе по адресам. Если номер дома не известен или ЧП произошло не дома, необходимо задать чёткие ориентиры. Затем коротко объясняете, что случилось. У вас уточнят номер телефона, потом спросят фамилию и возраст пациента. Не знаете – не надо тратить время на выяснение, возраст можно назвать приблизительно».

До приезда «скорой» необходимо оценить состояние пострадавшего. Если он дышит, и сердце у него бьется, надо уложить человека на бок так, чтоб он не мог перевернуться на спину (руку снизу выпрямить, а ногу сверху согнуть под углом 90 градусов). Такая поза не даст запасть языку, захлебнуться рвотными массами. Зачастую потерявшему сознание человеку дают нитроглицерин, а это неправильно: обморок мог случиться из-за снижения артериального давления, нитроглицерин в этой ситуации спровоцирует ещё большее падение давления.

«Лучше вызов «скорой» делегировать кому-то и срочно начать оказывать первую помощь, - считает Дмитрий Микрюков. - Нет времени рядом бегать, прыгать и куда-то звонить. Если человек не дышит, ставь руки на грудную клетку и нажимай! Только начало сердечно-легочной реанимации позволит человеку выжить. А сделает это учитель, медик или очевидец - уже неважно».

В школах АНД не нужны?

«Срочно тратить деньги и развешивать по всем школам дефибрилляторы, на мой взгляд, нерационально, - поделился мнением к.м.н., врач-кардиолог Александр Манойлов. - Они нужны в местах большого скопления людей, где хотя бы раз в пять лет кто-то умирал от остановки кровообращения, - на вокзалах, в торговых центрах, во дворцах спорта. Ведь умирают даже спортсмены. На время хоккейных матчей во дворец спорта обычно вызывают бригаду «скорой помощи», которая вынуждена дежурить до конца игры. Тем самым медиков отвлекают от работы. Считаю, можно оснастить любой спорткомплекс дефибриллятором и обучить работе с ним врачей спортивных команд, сотрудников здравпунктов, добровольцев».

АНД отличаются от тех дефибрилляторов, которыми пользуются врачи: у них всего одна-две кнопки и есть голосовые инструкции. В тех же ТРК применять АНД при необходимости могли бы обученные охранники. Сложного ничего нет: наложил электроды на два места, нажал кнопку. Эффективность дефибриллятора высока именно в первые пять минут. В первые две минуты она составляет более 90%.

«Совершенно понятно, что в первые пять минут «скорая» вряд ли прибудет, - подчеркнул Александр Манойлов. - Наружный массаж сердца, безусловно, нужен пока готовится дефибриллятор, но массаж редко оживляет и восстанавливает работу сердца. Необходимость дефибрилляторов в общественных местах — это не моя личная точка зрения, не мое мнение, это клинические рекомендации мировой медицинской практики. К сожалению, в Челябинске дефибрилляторы есть даже не во всех городских поликлиниках!»

Мнения

Заведующий кардиологическим отделением №1 ГБУЗ «Челябинская областная клиническая больница», врач-кардиолог высшей категории, главный специалист-кардиолог Министерства здравоохранения Челябинской области Сергей Черепенин:

- Повсеместное наличие дефибрилляторов - ещё не гарантия того, что те, кто решит ими воспользоваться, смогут сделать это правильно и в нужной ситуации. Если мимо умирающего пойдет анестезиолог-реаниматолог или врач-кардиолог, который знает, как выглядит фибрилляция желудочков или тахикардия без пульса, тогда дефибриллятор будет эффективен. Но ведь такая ситуация встречается не часто. У потери сознания – множество причин. Если к человеку без сознания полезут с дефибриллятором, то нанесут электротравму. Без должного обучения люди, оказывающие помощь, тоже могут получить электрический разряд.

Другое дело, что дефибрилляторы на общественных пространствах стоит установить ради того, чтоб любая прибывшая бригада медиков могла ими воспользоваться. Вообще будет очень здорово, если сотрудников торговых центров, дворцов спорта, вокзалов и т.п. обучат навыкам сердечно-лёгочной реанимации хотя бы без применения дефибрилляторов. Наиболее всего такая реанимация эффективна у молодых людей, которые погибают из-за нарушений ритма сердца, на фоне различных кардиомиопатий. А вот на фоне острого инфаркта миокарда не всегда помогает даже специализированная медпомощь.

Повторю, купить дефибрилляторы легко, но пользоваться ими нужно умеючи. А ещё их нужно обслуживать, заряжать, поверять через определенные интервалы времени точно так же, как и другое медицинское оборудование. Это большая работа, за которую кто-то должен отвечать.

Президент АНО «Союз родителей» Челябинской области Оксана Кирюшина:

- Я, как мама троих детей и представитель родительского сообщества, выступаю за безопасность детей. На учителей возлагается слишком большая ответственность, "должен то и должен это", сверхгерой, сверхчеловек. Но реалии диктуют свое. Практическими навыками оказания первой помощи по сути должен обладать каждый человек, работающий с людьми. Считаю, эти навыки необходимо практиковать и закреплять, например, раз в полгода.