Переболеют все? Большинство челябинцев переносят коронавирус на ногах

Эдуард Кудрявицкий / АиФ

С начала пандемии в Челябинской области заразились более 10 тысяч человек. Есть те, кто перенёс болезнь бессимптомно или в достаточно лёгкой форме. И те, кому было нелегко справиться с вирусом.

   
   

– 80% людей переносят болезнь на ногах, – поделилась статистикой главный пульмонолог Челябинской области Наталья Ревель-Муроз. – Типичные симптомы COVID-19 не беспокоят тех, у кого закалённый организм, высокий иммунитет. Но такие люди могут быть носителями вируса и заражать других. Обращений за медпомощью в связи с обычными простудами, ОРВИ и подозрениями на коронавирус сейчас сверх нормы. Если у вас не повышена температура и вы не в группе риска по COVID-19, мазки у вас брать не будут. Недомогаете – оставайтесь дома, не можете остаться дома – наденьте маску, поберегите родных, друзей и коллег.

Также она заверила, что Роспотребнадзор никого не оставляет без внимания: всех, кто контактировал с ковидными больными, проживая с ними в одном помещении, заносят в специальный реестр и выдают предписания самоизолироваться, как минимум, на две недели.

По словам Ревель-Муроз, система здравоохранения региона пока справляется с увеличивающимся количеством больных коронавирусом: койко-мест, аппаратов ИВЛ и медикаментов хватает. Повсеместно в больницах области переоборудуют отделения для приёма ковидных больных. Не хватает врачей, но выход найден: в этих отделениях остаётся тот персонал, который работал раньше (гинекологи, хирурги и врачи прочих узких специализаций), но при этом им приходится на время менять свой профиль и ухаживать за коронавирусными пациентами.

Мы нашли среди своего окружения тех, кто попал в число контактных и кто переболел, и расспросили их, как они переносят болезнь и как, по их мнению, работает наша система здравоохранения.

Больные и здоровые перемешались

До сих пор многие южноуральцы продолжают отрицать существование COVID-19, называют всё происходящее «политическим цирком» и не соблюдают масочный режим. Однако всё больше становится тех, у кого переболели или болеют в настоящее время друзья, знакомые или знакомые знакомых.

«Моя мама пошла к врачу с жалобой на высокое давление. На приёме упала в обморок, её положили в стационар и обнаружили пневмонию, причём с 50%-ным поражением лёгких, – рассказывает челябинка Оксана Хрущёва. – Чтобы пройти КТ, она стояла в очереди пять часов, потому что в это же время приехали сразу девять скорых. Поскольку маму положили в стационар неожиданно, я сразу привезла ей вещи, но очень долго не могла их передать: врачи, медсёстры – все бегают как белки в колесе, все умотанные, им не до передач».

   
   

«4 июля мы собирались лететь в Сочи небольшой компанией, – говорит корреспондент «АиФ-Челябинск» Надежда Уварова. – Накануне одной из моих спутниц стало плохо, два дня она терпела с температурой около 37 и общим недомоганием, на третий вызвала скорую. Поскольку ей 61 год и она в зоне риска по коронавирусу, сразу повезли на КТ. Там обнаружили 25% поражения лёгких, поставили диагноз «пневмония» и положили в областную больницу. На юг мы улетели без неё. А 6 июля у неё подтвердился COVID-19. Почему-то лежала она в одной палате с больными, у которых обычная пневмония, без положительного анализа на коронавирус. Слава богу, переболела не слишком тяжело. Сейчас её перевели на долечивание в Долгодеревенское, там в местной больнице для таких пациентов, которым полегчало, переоборудовали несколько отделений. Жалуется, что очень грязно, палата на шестерых, засорён унитаз, плохо кормят».

К 70-летнему мужу надиной знакомой через некоторое время пришли из Роспотребнадзора. Видимо, поступила информация, что он контактный. Хрипов в грудной клетке не услышали, но посоветовали пропить курс противовирусного препарата. Муж сдал анализ на COVID-19 по собственной инициативе за свой счёт. Он оказался положительным. «А ведь он всю эту неделю вёл обычный образ жизни, сам покупал себе лекарства в аптеке, каждый день ходил в магазин за продуктами…» – недоумевает Надежда.

Сама Надежда по приезде в Челябинск, как контактная, тоже отправилась в поликлинику по месту жительства. «Там я с удивлением узнала, что участковый терапевт на больничном с коронавирусом! – говорит она. – Врач, который её заменяет, пожал плечами: мол, если почувствуете, что недомогаете, самоизолируйтесь дома на две недели. Тут же пожаловался, что у них медсестра недавно умерла от COVID-19. Понимаете, похоже, болеют все кругом! У меня ощущение, что чем больше больных, тем больше всеобщего равнодушия к вирусу».

В чём-то Надежда, конечно, права: в прошлые две феноменально жаркие недели на пляжах, озёрах, карьерах Челябинской области яблоку негде было упасть. В магазинах, транспорте и прочих общественных местах людей в масках – единицы.

Врачи неизбежно заболевают

«На работе я 100% времени провожу в респираторе, при осмотре пациентов – в очках, при осмотре пациентов с подозрением на COVID-19 – ещё и в специальном защитном костюме, – рассказывает врач Ирина Иванова. – С работы – домой, из дома – на работу, в магазин – только в маске и в перчатках, никаких встреч с друзьями, никаких лишних контактов. Поскольку я медик, то с самого начала пандемии очень щепетильно ко всему этому отношусь. И моя семья соблюдает все необходимые карантинные меры. Но однажды утром и я почувствовала недомогание. Меня знобило, поднялась температура до 38. Я поняла, что заразилась от пациентов, и тут же уехала из дома, чтоб уберечь родных. Хорошо, что было куда: у знакомых пустовала квартира. Изолировавшись, я вызвала врача, у меня взяли мазок из горла. Подтвердился коронавирус. Мне тут же позвонили из Роспотребнадзора, спросили, с кем я контактировала, велели забирать детей из детсада, а мужу открыли больничный лист (как контакт­ному со мной)».

Ирина вспоминает, что неделю буквально пролежала пластом. На четвёртый день болезни у неё пропали обоняние и вкус, аппетит. Ела она очень мало и то только потому, что заставляла себя, уговаривая, что иначе у организма не будет сил на выздоровление. Кстати, из-за потери аппетита за время болезни заметно снизился вес. Раздражала заложенность носа, зато кашля не было совсем. Специальным прибором пульсоксиметром, который надевается на палец, Ирина проверяла у себя насыщенность крови кислородом. С этим всё было хорошо, поэтому КТ она себе так и не назначила. На пятый день температура у неё нормализовалась, но поднялась у всех, кто остался дома. И у мужа, и у двоих детей, и у свёкра подтвердился COVID-19. К счастью, все они переболели относительно легко, у них тоже не было кашля, беспокоили только очень сильная слабость и температурный озноб. Для лечения хватило противовирусных препаратов.

У беременных нервно

«Как только началась вся эта история с коронавирусом, я была уже беременна, – рассказывает свою историю Екатерина Колотова, молодая мама из Челябинска. – Поначалу вообще две недели не выходила из дома: было реально страшно. Позже стала выходить, конечно, но строго в маске, в перчатках, и все мои родные тоже. Мы протирали спиртом все вещи, которые принесли с улицы или из магазина, обрабатывали ручки у дверей. Буду вспоминать коронавирус недобрым словом хотя бы потому, что из-за него отменили партнёрские роды, а мы с мужем так о них мечтали!

Сейчас каждая роженица должна сдать анализ на коронавирус и приехать на роды с отрицательным результатом. Если не успела – делают экспресс-тест в роддоме. Если есть температура, везут в роддом для рожениц с подозрением на COVID-19. В роддоме, конечно, соблюдаются абсолютно все карантинные меры, ни одного врача без маски или перчаток не увидишь. К мамам и малышам никого не пускают, даже к тем, кто лежит в платных палатах. На выписку пускают только отцов и только в масках».

Старший преподаватель биологического факультета ЧелГУ, к. б. н. Светлана Андреева:

– Пока не сформируется коллективный иммунитет, заболеваемость в нашем регионе будет достаточно высокой. А он сформируется, когда количество переболевших или привитых превысит количество ещё не переболевших и не привитых. Пока нет достоверных данных о том, что коронавирусом можно заразиться повторно. Были исследования на макаках, переболевших COVID-19, повторное введение вируса не привело к новому заражению, но не прошло и двух лет с момента их первого заражения. А пока учёные спорят, всем рекомендованы масочный режим, соблюдение дистанции полтора-два метра и соблюдение правил личной гигиены.

Количество заболевших в Челябинской области не уменьшается, риск заражения будет только увеличиваться, потому что ограничительные меры постепенно снимаются. С другой стороны, держать людей на карантине целый год невозможно, это плачевно отразится на экономике региона. Будем надеяться, что хотя бы к Новому году у нас появится солидная прослойка из людей с иммунитетом к COVID-19.

Пресс-служба министерства здравоохранения Челябинской области:

– Ситуация с коронавирусной инфекцией в Челябинской области на данный момент стабильна. Но не стоит забывать, что и сезонные заболевания никуда не пропали. Поэтому, безусловно, нагрузка на медиков сейчас большая. Мы видим опыт других регионов и понимаем, что должны быть готовыми к любому развитию событий. COVID-19 – коварная инфекция, которая может быстро перерастать в очаг. А места для пациентов должны быть подготовлены заранее. Это и медикаменты, и оборудование, и обученный персонал. Поэтому кое-где расширяем имеющиеся госпитальные базы, добавляем койки по долечиванию пациентов. Под долечиванием понимается процесс перевода пациентов с клинически установленным диагнозом «пневмония» или другими инфекционными заболеваниями, но не COVID-19. Если человек идёт на улучшение, его можно перевести на долечивание в другое отделение, а в отделении для ковидных освободить койку для более тяжёлого пациента. В соответствии с рекомендациями Роспотребнадзора РФ мед­учреждение должно соответствовать требованиям СанПиН с чётким разделением на «зелёную» и «красную» зону, потоки пациентов не пересекаются, имеются раздельные въезды и выезды для машин скорой помощи и т. п.