Лечить некому. В Челябинской области провалилась программа «Земский доктор»

Земского доктора в деревне знает каждый. Сейчас в области строят ФАПы, в которых врач может жить. А "подъемные" потратить на другие нужды © / Мария Максимова / АиФ-Казань

Жители сел и деревень со всей Челябинской области пожаловались Алексею Текслеру в Инстаграм на нехватку врачей в ФАПах и больницах. Спустя пару дней депутат ЗСО Степан Фирстов обнародовал нелицеприятный факт: 500 миллионов рублей из средств, пришедших по федеральным программам «Земский доктор» и «Земский фельдшер», вернулась обратно в Москву. То есть, эти деньги не освоены. Корреспонденту «АиФ» удалось прояснить этот парадокс.

   
   

В бой идут одни старики

«В муниципальной медицине я вряд ли останусь, - говорит студентка Вика. Она оканчивает медицинскую академию по специальности «Акушер-гинеколог». – На днях меня в коридоре ударил цыган, избил и убежал. И таких случаев немало. Врачей бьют, высмеивают в соцсетях, что мы, якобы, выписываем «не те» лекарства. Так и хочется сказать людям: если мы вам не нравимся, лечите себя сами!»

Вика проводила гинекологический осмотр жены взбешенного мстителя. Женщина посчитала, что ей причинили боль, и попросила своего благоверного разобраться. Мужчина ворвался в гинекологическое отделение, покрыл матом всех сотрудников, а Вику ударил. Теперь его разыскивает полиция. По словам девушки, к шестому курсу треть студентов решила совершенно точно: в здравоохранении не останемся. Другая треть мечтает устроиться в платной медицине или за рубежом. До муниципального здравоохранения доходят немногие, причем те, кто устраивается в горбольницы на работу, предпочитают закрепиться в сфере функциональной диагностики, чтобы минимизировать контакт с пациентами. Врачи, идущие в первичное звено – настоящие герои.

«Чтобы  получать от 60 тысяч и выше, доктора берут 1,5-2 ставки, да еще и ночные дежурства, - рассказывает инфекционист горбольницы Златоуста Тамара Лапшина. – Если учесть, что ставка – это практически восьмичасовой рабочий день, то, даже если кадров хватает, представьте, какого качества медицинское обслуживание. По моим наблюдениям, средний возраст медицинского работника – 55 лет. Вот мне 68, хотела уволиться – не отпускают».

О проблемах дефицита медицинских кадров недавно говорил в областном парламенте депутат, член президиума Общероссийской общественной организации «Общество врачей России» Степан Фирстов. Он сообщил, что по данным 2019 года в Челябинской области работало 10 тысяч 693 врача, причём из них 26,3% достигли пенсионного возраста, а 11,2% — предпенсионного. За девять месяцев с конца прошлого года дефицит врачей вырос в два раза. К концу года Южному Уралу может недоставать уже почти 3 тысяч 500 медицинских специалистов.

«Выступил, потому что это действительно большая проблема, - пояснил Степан Фирстов. – Условия, в которых работают специалисты, конечно, важны, но нельзя на них останавливаться, а провести тщательный анализ, где и каких врачей не хватает. Нельзя заниматься только стройками, ведь надо решать и кадровый вопрос,  для этого создать рабочую группу по еженедельному мониторингу ситуации с дефицитом врачей и лекарственному обеспечению».

ФАПы есть, а толку?

На днях губернатор разнес в пух и прах строительную компанию «Флагман», возводившую ФАП в поселке Луговой. На поверку же оказалось, что недобросовестные застройщики – лишь малая часть глобальной проблемы. Главная беда - дефицит кадров.

   
   

«Поликлиники, больницы и ФАПы нужны, но кто работать там будет? Не то что узких специалистов, так и терапевты, и фельдшера увольняются. Работать некому!» – сигнализирует предприниматель из Аши Олеся Набиева в комментариях под постом Алексея Текслера в Инстаграм.

Пустует ФАП в поселке Федоровка, всего три терапевта пенсионного возраста обслуживают поселок Октябрьский с населением 10 тысяч человек. Недавно построенный ФАП в поселке Северный пустует уже два месяца. В новеньком ФАПе Вознесенки нет фельдшера, рецепты выписывает медсестра. То же самое в поселках Красное Поле, Мирный, Касарги. Несколько больничных корпусов простаивает в поселке Горняк: ликвидированы отделения терапии и урологии, медицинские лаборатории и флюорографический кабинет. Опустели медгородки в Вишневогорске и Кизиле, прекратила работу поликлиника в Потанино, не хватает медработников в Кусе и Кусинском районе.

Сообщения такого рода приходили губернатору со всех уголков Челябинской области Фото: АиФ

«Капельницы не выбить, в больницу не попадешь. В скорой сказали: «Пока у вас не будет 50% поражения легких и сатурации 80, вас никто и никуда не повезет», - жалуется житель Кусы Николай Островский.

В министерстве здравоохранения Челябинской области проблему нехватки кадров по отдельным населенным пунктам признают, но в целом не считают ситуацию настолько критичной, как описал Фирстов.

«Всего в системе здравоохранения Челябинской области в настоящее время работает более 10 674 врачей и около 25 630 медицинских работников со средним медицинским образованием. Информация о том, что за 9 месяцев с конца прошлого года дефицит врачей снизился в два раза, не соответствует действительности. Разница в кадровом составе в 2020 в сравнении с 2019 годом составляет 19 специалистов.  Как правило, медики уходят из профессии по личным обстоятельствам. На сегодняшний день системе здравоохранения региона не хватает порядка  1400 врачей. Наибольший дефицит испытывают поликлиники, где не хватает узких специалистов», - сообщили в пресс-службе минздрава Челябинской области.

Год пандемии выдался не особо богатым на привлечение кадров: по программам «Земский доктор» и «Земский фельдшер» трудоустроено всего 29 фельдшеров и 33 доктора при квоте в 80 фельдшеров и 70 докторов. 500 миллионов «подъемных» пришлось вернуть федеральному центру.

«Квота по программам "Земский доктор" и "Земский фельдшер" никогда не выполнялась на 100%. Недобор был и раньше. В этом году он особенно ощутим в связи с пандемией. Из регионального бюджета было решено добавить докторам и фельдшерам, устроившимся работу в отдаленные районы области по 500 тысяч рублей: теперь полтора миллиона получают доктора и миллион – фельдшеры», - объяснили в пресс-службе областного минздрава.

«Мне известны случаи, когда люди в других регионах устраивались по программам "Земский доктор" и "Земский фельдшер", получали подъемные. Приезжали в глушь, видели, что никакой инфраструктуры нет, и не выдерживали. Возвращали миллион и уезжали обратно в крупные города. Подъемные на самом деле очень маленькие, учитывая, какие в деревне низкие зарплаты», - рассказал сопредседатель межрегионального профсоюза работников здравоохранения "Действие" Андрей Коновал.

Отчасти кадровые дыры залатали с помощью старшекурсников:  400 студентов из медколледжей и 100 старшекурсников ЮУГМУ устроились на работу в колл-центрах, диспетчерских, поликлиниках, на станциях скорой помощи в качестве помощников фельдшеров. Но тут есть нюанс: не у всех от такой стажировки остаются позитивные впечатления, есть разочарованные (по официальным данным, таких не больше 15%). В 2020 году на 225 мест увеличилось количество бюджетных мест в медучилищах, на 30 мест – в ординатуре.