На эти и другие вопросы, волнующие наших читателей, отвечает Наталья Горлова, начальник управления здравоохранения Челябинска.
Не хватает врачей
Лана Литвер, «АиФ-Челябинск»: Наталья Владимировна, самый болезненный и тяжёлый вопрос: когда мы сможем спокойно попасть на приём к врачу? Точнее, даже так спрошу: сколько нужно городу докторов, чтобы не было очередей?
- И это неплохо?
- Получается, что так. Да, врачи работают с высочайшей нагрузкой, это настоящие труженики. И тем обиднее им получать жалобы и упрёки. Один участковый терапевт обслуживает полтора - два участка.
Врачи уходят в частные клиники не только из-за зарплат, далеко не всегда там выше зарплаты. Но там нет такой сумасшедшей нагрузки, это факт.
- Ну этим же всё и объясняется. И очереди, и ажиотаж, и невозможность взять талончик. Как разрешить ситуацию?
- Мы предпринимаем меры. В городе три года работала целевая программа по поддержке узких специалистов - выпускников медуниверситета: молодые врачи получали по 100 тысяч рублей подъёмных за то, что оставались в муниципальных учреждениях здравоохранения. Город помогал и помогает молодым специалистам служебным жильём: около 200 врачей мы таким образом привлекли, в том числе 18 фельдшеров на станцию скорой помощи.
- Буквально по сусекам скребёте.
- Да, а что делать. Главные врачи, к примеру, могут заключать с врачами эффективные контракты, компенсировать аренду жилья, оплачивать проезд специалистов из области - всё это делается. Но кадровый дефицит - проблема федерального масштаба, её разрешить вмиг одному горздраву не под силу.
Талоны есть всегда
- А вы сами заказывали когда-нибудь талончик в поликлинике?
- Я сама нет, но мы проводим ежедневный мониторинг: каждое утро мы звоним в любую из поликлиник и заказываем талончик. Говорим, к примеру: «Мне нужен талон к эндокринологу».
- А вам отвечают: «Талонов нет».
- Нет, так не говорят никогда и никому. Могут сказать: «Нет талонов на сегодня, но есть на завтра, через неделю» и т. д. Плановую помощь пациенту по программе госгарантий мы должны предоставить в течение 14 дней.
- А если нужна экстренная помощь?
- Если пациент с острой болью обращается в поликлинику и не просто просит талончик к кардиологу или к эндокринологу, а чётко объясняет, что у него неотложное состояние, - такому человеку талон выдают сразу.
- Есть какой-то неприкосновенный запас для таких случаев?
- Есть лимит нулевых талонов. Нужно позвонить в регистратуру и правильно обозначить свою проблему. С недавнего времени во всех поликлиниках города появились так называемые кабинеты неотложного приёма, где дежурный доктор занимается приёмом экстренных больных. Кроме того, в каждой поликлинике создана служба неотложной помощи взрослому населению. Теперь человек может вызвать не только скорую помощь, но и неотложку из поликлиники.
- А по какому телефону?
- Телефоны есть на сайте каждого медицинского учреждения, размещены в регистратуре и столе справок. Неотложка работает с 11 часов утра до 11 вечера. Не попали с острой болью на приём к доктору - вызывайте неотложку.
- А в чём её отличие от скорой помощи?
- «Скорая» должна спасать жизни, вовремя приезжать на ДТП, на инфаркт, инсульт, то есть успевать в ситуациях, когда есть угроза жизни. Для всех остальных случаев мы создали вот такие неотложки - облегчить состояние при высокой температуре, головной боли и т. д. Я считаю, эта служба оправдывает себя.
Польза диспансеризации
- Ещё один больной вопрос - диспансеризация. Читатели жалуются, что она проходит формально, большие очереди, поэтому они не видят смысла в этом мероприятии и не хотят тратить время. А вы довольны результатами диспансеризации?
- По плану мы должны обследовать не менее 23% населения, которое подлежит осмотру, и выполняем этот план на 80-85%. Должна сказать, это довольно приличная цифра по России. Конечно, каждый сам решает, проходит он диспансеризацию или нет. На Западе, например, от этого зависит сумма страховки: прошёл диспансеризацию - платишь меньше. У нас такого механизма нет, всё рассчитано только на сознательность граждан.
- Наши читатели жаловались на формальные осмотры. Приходит человек на приём и говорит: «У меня ничего не болит». Ему отвечает доктор: «Всё отлично, идите с богом». А вдруг у него рак? Рак же человек не чувствует.
- Не чувствует, это правда. Риск заболеть определёнными болезнями зависит от возраста и пола, и есть специальный набор исследований, положенных каждой группе пациентов. Врач знает, что, даже если нет жалоб, нужно задать дополнительные вопросы и направить на исследования, необходимые в данном возрасте. Это первый этап диспансеризации. Если у врача возникают подозрения, он направляет пациента на второй этап диспансеризации, на углублённое обследование.
- Какая часть пациентов направляется на второй этап?
- Я вам точно скажу - 37,2% из 167 тысяч обратившихся за диспансеризацией. В силу того что ряд заболеваний имеет скрытый характер, мы очень заинтересованы в раннем их выявлении. Все знают, что чем раньше выявлена болезнь, тем легче её вылечить. Смотрите, какие у нас результаты: за девять месяцев 2016 года впервые выявлено 480 человек с сахарным диабетом. То есть мы застали болезнь на начальной стадии, когда она ещё не ощущается физически. Ишемическая болезнь сердца - у 800 человек. Артериальная гипертензия - у 2 500 человек. С подозрением на злокачественные образования направлено на обследование и лечение около 350 человек. То есть эти люди ни сном ни духом не подозревали о своём диагнозе.
Онкокабинет в каждой поликлинике
- Из-за того, что так трудно пробиться к врачу, люди узнают о своём диагнозе слишком поздно. Что с этим делать?
- В каждом муниципальном учреждении здравоохранения открыты смотровые онкологические кабинеты. В них в обязательном порядке направляются люди, впервые обратившиеся за год. С чем бы человек ни пришёл, неважно - его из регистратуры направляют туда.
- Как на флюорографию.
- Правильно. Потому что врач смотрового кабинета прошёл специальную подготовку, направленную на раннее выявление визуальных форм онкологических заболеваний. Эти доктора обучены выявить онкологию максимально рано. Могу вам сказать, что в 2016 году у нас вырос процент впервые выявленных онкозаболеваний на ранних стадиях и несколько снизился процент запущенных онкологических заболеваний. Да, заболеваемость высока. Но в прошлом году у нас впервые за десять лет снизилась смертность от онкологии.
Благодарность - в карман доктору
- Читатели рассказывают, что в больницах врачи называют им сумму за конкретную операцию или лечение либо просто намекают на благодарность. Что делается, чтобы подобную практику прекратить?
- Мы категорически против нерегламентированных платных услуг. Это непозволительно и претит самой сути профессии. Мой совет: если данная услуга не входит в список платных, разбирайтесь на уровне руководства больницы или пишите жалобу нам.
- Наталья Владимировна, а какие средние зарплаты врачей в Челябинске?
- Пожалуйста, вот цифры. Средняя зарплата врача сегодня в городе - 45 тысяч рублей, среднего медицинского персонала - 26 тысяч, младшего - 15 тысяч рублей. Но это, вы же понимаете, как средняя температура по больнице. Участковые врачи, к примеру, получают порядка 45 тысяч, а в стационаре в среднем 51 тысячу рублей Зарплата, разумеется, зависит и от количества дежурств, и от специализации: реаниматологи получают больше, чем диетологи.
Досье
Наталья Горлова. Родилась в 1970 году. Окончила Челябинскую медакадемию по специальности «педиатрия». С 1998-го по 2010 год работала ассистентом кафедры пропедевтики детских болезней. В мае 2010-го стала замначальника управления здравоохранения города, с апреля 2012 года - начальником управления. Кандидат медицинских наук, в 2009-м награждена премией «Признание». Замужем, воспитывает двоих детей.
«АиФ-Челябинск» в социальных сетях:
Twitter аккаунт; страница ВКонтакте; профиль на Facebook.