К сожалению, школьные медосмотры, взвешивания, прививки и даже лечение зубов из нашего советского детства ушли в прошлое. Раньше в школе обязательно был врач или медсестра, и их медкабинеты никогда не пустовали: то и дело дети тянулись с жалобами на живот, голову или осипшее дыхание. Сейчас в случае, если ребёнку плохо, учителя вызывают «скорую» и сообщают о проблеме родителям. На месте помощь не оказывается, если в школе нет врача.
177 медиков на 800 школ
Если следовать букве закона, то школа в плане здоровья обязана лишь предоставить помещение с соответствующими условиями медицинским работникам. Медицинское обслуживание в школах осуществляют не педагоги, а медицинские организации (например, ближайшая поликлиника). И медработники состоят в штате поликлиники, а не школы.
То есть медицинскую помощь школа организует, но сама не оказывает.
«В нашей школе тысяча учеников, есть медкабинет, раньше всегда были и врач, и медсестра, – говорит учитель одной из школ Челябинска. – Потом началась оптимизация, остался один врач, который ушёл на пенсию, потом одна медсестра, а сейчас и вовсе никого. В какие-то дни и часы приходит медработник из детской поликлиники неподалёку. Но в прошлые годы на кабинете висел график работы медработника, который, кстати, не всегда соблюдался. Сейчас никакого расписания вообще нет. Мы не знаем, когда её ждать и ждать ли».
«В Челябинской области 800 школ (не зданий, так как у многих школ есть филиалы, а именно образовательных организаций). В штате школ находятся 177 медиков, – сообщили в минздраве Челябинской области. – Большая часть этих организаций – коррекционные школы, где в штате необходимы именно такие сотрудники. 501 организация имеет оборудованные лицензированные медицинские кабинеты. 56 организациям предоставлена медицинская лицензия. В большинстве других школ (445) лицензия есть у медицинского учреждения, к которому прикреплена школа. То есть в подавляющей части общеобразовательных организаций медицинская деятельность осуществляется по договору с поликлиниками, ФАПами или другими медучреждениями».
Не хватает кадров?
Правил или нормативных актов, по которым определяется количество медиков, обслуживающих образовательную организацию, в системе образования нет. Медосмотры проводят только медицинские организации, графики осмотров также устанавливаются в этих организациях. То есть если школа коррекционная, постоянный врач будет, если обычная – совсем не факт.
«Согласно приказу Министерства здравоохранения РФ, существуют штатные нормативы, по которым на 1000 школьников должен быть один врач-педиатр, на 100-500 школьников – одна медсестра. Врачи и медсёстры прикреплены к медицинским учреждениям, курирование в школах – лишь дополнительная ставка, которую начисляют поликлиники, а не учебные заведения, - говорит юрист. - Многие школы включают в себя целый комплекс зданий, состоящий из нескольких корпусов. Но все эти подразделения являются одним юридическим лицом. Зачастую можно наблюдать ситуацию, как одна медсестра бегает по разным школам. Наиболее быстрый вариант реагирования в случае плохого самочувствия ребёнка – вызов «скорой помощи» учителем.
Педагоги не являются медперсоналом, они не вправе давать лекарства детям и отпускать учеников домой, если наступает недомогание. Винить преподавателей незачем: они следуют установленным правилам, при несоблюдении регламента они могут попасть под статью Уголовного кодекса.
Врачи должны быть во всех образовательных учреждениях, но воплотить это в жизнь достаточно сложно – к сожалению, не хватает кадров и финансирования, чтобы к каждой школе прикрепить постоянно действующего медработника».