О медцентрах, где после бесплатных процедур клиентам навязывают покупку чемоданов с косметикой или дорогое лечение, слышали многие. Оказалось, что к подобной схеме теперь стали прибегать стоматологические клиники.
Корреспондент chel.aif.ru на своем опыте узнала, как строится общение с пациентами в таких клиниках.
Только с паспортом
За последние два дня мне трижды позвонили из стоматологий. Все три — это новые, только что открывшиеся клиники, звонящие девушки — одна другой любезней. Они предлагают пройти бесплатную диагностику на современном оборудовании, сделать панорамный снимок и получить консультацию высококвалифицированного врача. Как от такого предложения, хоть и не подкупающего своей новизной, отказаться? Тем более я слежу за зубами и знаю проблему, а она одна: мне требуется установить имплант или коронку на один зуб.
Операторы, приглашая на приём, как мантру повторяют: «Не забудьте паспорт, паспорт не забудьте». Это — первое, что должно насторожить. Посещая платные клиники, я спокойно прихожу без паспорта, и меня ни разу не развернули. Здесь девушки предупреждают: вы не сможете пройти, у нас паспортный контроль. Это второй признак всех новоявленных медучреждений подобного плана — они арендуют помещения, где есть охрана на входе. Потому что без паспорта вы им не интересны: кредит и рассрочку не оформить.
А дальше все идет по заранее сформированному плану. Посетитель приходит в здание, обязательно в центре города, с шикарным ремонтом. Звучит приятная музыка, вежливый персонал предлагает снять верхнюю одежду и заполнить анкету — согласие на проведение обследования. Обязательно попросят паспорт якобы для регистрации, на самом деле — проверят, что посетитель его не забыл. К каждому клиенту приставлен индивидуальный консультант — этот молодой человек или девушка будет сопровождать вас из кабинета в кабинет. На самом деле — следить за вами, не давать уйти, если вдруг вы скажете, что опаздываете на работу или хотите подумать. Рентгеновский снимок готов, вас усаживают в стоматологическое кресло, врач осматривает полость рта, комментирует состояние. Новшество клиник — вы видите свои зубы со снимка в проекции, врач показывает, где у вас проблемы. А после — другой человек, кто-то вроде финансового консультанта, рассчитывает лечение. Будьте готовы к цифре с пятью, а то и шестью нолями.
Моя история в первой клинике такая. После снимка в смотровом стоматологическом кресле я спросила врача, сколько будет стоить имплантация одного зуба. Врач отвечал не мне, а моему сопровождающему, что можно сделать так или вот так, а еще провести гигиену полости рта. Я-то знаю, что полость рта санирую постоянно, поэтому никаких особых денег на мне клинике не заработать. В отдельном кабинете, куда консультанты отводят пациентов для расчета оплаты за будущее лечение, я заявила, что лечусь в государственной поликлинике. Девушка с удивлением посмотрела на меня и не нашлась, что сказать. Она озвучила цену гигиенических процедур — от 7 тысяч рублей. Я сказала, что в моей поликлинике по месту жительства каждые полгода прохожу процедуру за 2 тысячи. На этом мы расстались. Дома я прочитала отзывы о клинике. В 90 процентах случаев они положительные и все, как под копирку: шикарный ремонт, отличное оборудование, прекрасный персонал. Те единицы, что пишут о фантастических суммах за лечение и «разводе» на лишние процедуры, отмечают: за отзывы клиентам обещают скидки или розыгрыш призов.
Здесь и сейчас
Во второй клинике я отказалась от рентгена: вряд ли полезно делать его часто. И меня отказались принимать: девушка-консультант заявила, что обследования проходят «только так, и никак иначе». Я спросила, можно ли узнать стоимость услуг протезирования. И получила ответ — нет, врач должен посмотреть зубы. Так пусть смотрит, предложила я — если соглашусь с предложенным лечением и его стоимостью, то сделаю и рентген, и прочие процедуры. Так нельзя, заявила девушка. А то, что звонившая вам по телефону не предупредила о невозможности отказа от рентгена — так это ее недоработка, мы проведем с ней беседу.
Отзывы об этой клинике максимально похожи на те, что были о первой. Отличное помещение, шикарный ремонт, бесплатный кофе, хорошие врачи... Единицы пишут: цены огромные, как только ты делаешь попытку отказаться от навязываемых услуг, все уважительное общение заканчивается. Вам предлагают скидки, но принять решение о лечении нужно здесь и сейчас. Подумать или посоветоваться с родственниками, а также сравнить цены в разных стоматологиях не дают. Как не дадут и снимки на руки. Так, автор одного негативного отзыва пишет, что ему насчитали стоимость лечения зубов в миллион рублей, а вот рентгеновский снимок на руки не выдали, тем самым заставив, по сути, идти облучаться заново в другой стоматологии, чтобы сравнить стоимость лечения.
«Нам грозили полицией, но мы ничего не боялись»
На условиях анонимности бывшая сотрудница одной из клиник рассказала, что делать, если вы пришли на бесплатный прием, по факту оказавшийся ловушкой для доверчивых.
«Бегите — коротко объясняет Ирина (имя изменено), — Ни под каким предлогом не соглашайтесь на условия сразу. Не оформляйте ни кредит, ни рассрочку. Если скажете: позвоню мужу (другу, брату), он придет и посоветуемся, — вам не разрешат и этого. Поэтому просто вставайте и идите домой, задержать вас могут только словами, а это — пыль».
Ирина откровенничает: она попала в такое учреждение случайно, быстро стала кем-то вроде руководителя отдела. Лет 6-7 назад фиксированная часть ее зарплаты составляла 70 тысяч рублей. Остальное зависело от выручки — того, сколько народу удастся уговорить на дорогостоящие процедуры.
«Нам грозили полицией, но мы ничего не боялись, — говорит Ирина. — Силовиков действительно вызывали много раз, но у нас, по сути своей, и не было мошенничества. Да, дорого, да, уговариваем оформить кредит на услуги. Но ведь клиента никто не держит, не применяет угроз, не запирает. Хочешь идти — иди. Другое дело, что люди в основном воспитанные, когда их уговариваешь, они не могут позволить себя встать, отодвинуть меня в сторону и уйти».
По словам Ирины, некоторые пожилые клиентки боялись слова «кредит». И, согласившись на процедуры, признавались, что дома есть сбережения, гробовые. Тогда задача сотрудников — не дать попавшейся на крючок жертве «спрыгнуть». Тут же вызывали такси, любезнейшая девушка-консультант, а в особо сложных случаях и сама начальница, ехали к клиентке домой за деньгами. Ведь ни одна из тех, кто уходил «подумать», ни разу не возвращались.
Однажды Ирина с пожилой женщиной приехала за деньгами. В квартире оказался муж клиентки. Ирина думала, что женщина возьмет деньги, отдаст ей или прыгнет в такси и поедет назад, но она быстро все рассказала мужу. «Дед, видимо, старой закалки, мигом все понял, — вспоминает бывшая работница клиники, — схватил стул и побежал на меня. Замахнулся — ну, думаю, всё, прибьет. Как в боевике — увернулась. Дед разнес стулом журнальный стол в коридоре, грохот до сих пор помню. Я метнулась к двери — хорошо, она была не закрыта. Выбежала в подъезд и через три ступеньки мчалась вниз». По словам женщины, именно после этого случая она уволилась из сомнительной организации.