Игорь Виттель: «Мы разжигаем пожар мировой...»

Кончается баечка про придурка и костер, конечно, нехорошо для главного героя и окрестностей. И эта история, по идее, должна быть дидактически-унылой иллюстрацией того, как важно различать напитки, думать головой и не тушить пожары горючими жидкостями.

   
   

Правда, как многие уныло-правильные, как утренняя овсянка на воде, баечки, эта крайне непопулярна в наше интересное время, потому что каждый первый безусловно уверен в том, что уж в его случае получится сперва просто красивый костер, а потом оно так вот само погаснет и на пепелище будет расти ярко-зеленая молодая поросль.

Так вот, возможно, благодаря непопулярности здравого смысла в наше интересное время на этой неделе эмбарго на поставки оружия в Сирию «повстанцам» было отменено Евросоюзом. Что не вызвало никакой радости в рядах людей трезвомыслящих, в лице, например, канадского министра иностранных дел: Джон Байрд по этому поводу заметил, что по его мнению, «единственным решением для сирийского народа может быть политическое решение, а наводнение страны и региона дополнительными поставками оружия приведет только к увеличению насилия, числа смертей и бОльшим разрушениям, поэтому Канада не станет брать пример с Европы».

Европа же по традиции игнорирует предупреждения — поэтому эмбарго отменено, а британское агентство Би-би-си тут же обнаружило, что оппозиций, оказывается, в Сирии как минимум две. Одна — такая очень презентабельная, демократичная, либеральная, она сидит в Европе и, в общем, отчасти благодаря ей эмбарго и было снято. Зато вторая оппозиция, исламистская, находится дома в Сирии, вовсю воюет, не стесняясь в средствах, и, возможно, в качестве благодарности коллегам за содействие в отмене эмбарго объявила коллег в предательстве национальных революционных интересов и переходе на сторону Запада.

Би-би-си в этом споре стало интересовать — а кому тогда, собственно, оружие-то поставляем? На этот вопрос ответить легко: благодаря отмене эмбарго, за которую, кстати, активно агитировала Великобритания, оружие попадет «Аль-Каиде» и сирийским оппозиционерам поагрессивнее. Поэтому европейцам пора бросать кривить лицо в сторону России, поставляющей Сирии С-300 — эти агрегаты хотя бы пошли теоретически законному правительству, а не очевидным террористам и их активным сторонникам.

А почему я считаю сирийскую действующую (а не говорящую) сирийскую оппозицию — террористами, спросите вы? Так это не я, извините! Это — США и ряд стран ЕС так решили. Ведь соседи Сирии совсем не оптимистично настроены по поводу того, с кем им, возможно, предстоит иметь дело, если режим Башара Асада рухнет. В Иордании, например, отдельно вслух проговорив, что никого конкретно, включая Сирию, не имеют в виду, собираются провести учения Eager Lion, в которых примут участие 15 тысяч человек из 18 стран, включая США. Никого не имея в виду конкретно, отрабатывать (в разных частях страны) будут, в частности, действия в случае, если из Сирии повстанцы попрут в сторону пока еще не настолько демократического, как им кажется, Хашимитского королевства. Пока что Иордания не была осенена крылом «арабской весны», и, судя по всему, надеется избежать этого счастья и впредь. При этом геополитическую ситуацию на Ближнем Востоке король Иордании оценивает здраво и понимает, что конфликт, который пока что еще можно рассматривать как гражданскую войну в Сирии, имеет все шансы выйти из берегов и перекинуться на соседей — благо «специально приглашенные звезды» из-за рубежа активно участвуют в боевых действиях с обеих сторон.

С одной стороны, правительство Асада пригласило ливанскую «Хизбаллу», а с другой, понятно по чьему приглашению, действует «Аль-Каида». И вряд ли любая из этих организаций будет готова сдерживать себя такими суетными подробностями, как государственные границы. Интересно, кстати, что в числе стран-участников маневров в Иордании — США, Англия и Франция. Две последних страны были активными сторонниками снятия эмбарго на поставки оружия в Сирию, и все три страны поддерживали «арабскую весну» в Египте, Ливии и Тунисе. При этом, похоже, они сменили галс и с тем же пылом готовы поучаствовать в защите Иордании от «арабской весны», или, как говорят о программе учений, от исламских экстремистов и «Аль-Каиды».

   
   

Ну если с этой стороны сирийская граница защищена, то Ливан ожидает много неприятностей, причем, при любом варианте развития событий. Победа Асада над «повстанцами» означает, что приезжие начнут разбегаться в разные стороны. В Турцию, по всей видимости, пустят назад лишь тех, кого ранее оттуда «запускали», в Израиль не пустят никого, а в Ираке шиитские власти приложат максимум усилий, возможно при помощи стран Запада, чтобы в страну просочился минимум «демократизаторов». Так что основная толпа «ломанется» в Ливан, у которого особых покровителей нет.

Если же режим Асада рухнет, то «демократизаторы» в Сирии тоже на долго не останутся — они заточены только под процессы созидания «арабской весны». И инструментов ее созидания у них, благодаря снятию эмбарго ЕС будет гораздо больше. Ну и конечно можно будет поживиться запасами со складов сирийской армии.

Но вернемся к байке про тушение возгорания горючими жидкостями. Аллегория недостаточна точная — в отличие от героя байки, те, кто снял эмбарго на поставки вооружений в Сирию, достаточно четко понимают, какие последствия у этого могут быть. Что ускользает от моего понимания, это причина, по которой они стремятся создать на территории двух стран ближневосточного региона горящую черную дыру, по сравнению с которой брошенный американцами Ирак будет выглядеть раем, несмотря на ежедневные страшные теракты. В какую и чью именно концепцию внешней политики это вписывается, представить себе сложно.

 

 
Игорь Виттель

Журналист, телеведущий, политолог

 

 

 

 

Мнение автора может не совпадать с позицией редакции