Семейная сцена
«Поплакать бы, только вместо слез и жалости к себе одна сплошная злость и досада. Ну почему, почему родители, такие умные, современные люди, считают, что она – позор семьи, хотя единственная ее провинность состоит в том, что она хочет заниматься своим любимым делом и решительно расправляется со всем, что ей мешает, даже с собственной помолвкой. Конечно, маму с папой можно понять. Артур-Арчибальд Сноуфилд – прекрасная партия. Он образован, у него в руках уважаемая профессия врача, он любезен, обеспечен и даже красив. Отличный вариант для любой девушки, а уж для тридцатилетней старой девы Флоренс и вовсе подарок судьбы. Неудивительно, что после того, как она объявила о разрыве помолвки, родители не только устроили грандиозный скандал, да еще и в запале лишили дочь наследства. Да бог с ним, с наследством. Не нужны мне никакие деньги. Лишь бы меня оставили в покое и дали заниматься тем, что мне по-настоящему нравится – ухаживать за больными и ранеными. В конце концов, я не виновата, что Артур оказался таким же ханжой, как все. А ведь как хорошо все начиналось. Он – врач, с ним можно было поговорить о том, как лучше наладить дела в больнице, обсудить, что требуется моим подопечным. Мы могли целыми днями быть вместе и не уставать друг от друга. Ну почему, как только была объявлена помолвка, он вдруг заявил, что я должна бросить госпиталь? Неужели он не понимает, что эта работа для меня дороже всего на свете?», – думала Флоренс Найтингейл, дочь английских аристократов, леди до кончиков ногтей и бывшая обладательница солидного наследства.
Нужно признать, что в тогдашние интерьеры больниц Флоренс действительно вписывалась плохо. Уж очень сильно отличался ее облик от привычного вида сиделок. В те времена о больных заботились самые бедные, самые никчемные барышни, которые просто не сумели устроиться в другое место. Часто – из-за чрезмерной тяги к выпивке.
Грязные, оборванные, в лучшем случае они просто сидели рядом с больными, ничем не пытаясь помочь, а в худшем – падали рядом с умирающими и забывались тяжелым похмельным сном. И вдруг – Флоренс. «Леди со светильником», «ангел милосердия», как только не называли ее раненые во время Крымской кампании. Флоренс всеми силами старалась облегчить их страдания и первая превратила уход за больными в науку, со своими формулами и строгими правилами. Неудивительно, что среди ее подопечных смертность была в десятки раз ниже, чем там, где за ранеными присматривали обычные сиделки. А книги, написанные мисс Найтингейл многие десятилетия оставались пособием для медицинских сестер.
Расстроенная свадьба
Флоренс Найтингейл появилась на свет 12 мая 1820 года в богатой английской семье. До определенного возраста Флоренс ничем не отличалась от сверстниц. Классическое образование, танцы, музыка, искусство вести светскую беседу и, конечно же, безупречная репутация – все это должно было помочь юной барышне составить отличную партию. Жених нашелся довольно скоро. Генри Николсон, брат близкой подруги Флоренс Мериан всерьез начал ухаживать за мисс Найтингейл. Впрочем, Генри мало интересовал юную Флоренс – господин Николсон был вечно нездоров, а потому капризен и мрачен. Однако Флоренс всерьез задумывалась о том, чтобы выйти за него замуж. Уж очень сильно она была привязана к сестре жениха. Это чувство напоминало влюбленность, с той лишь разницей, что было вполне платоническим.
Именно отношения с Мериан подвигли Флоренс на то, чтобы дать согласие на брак с Генри. Однако, после того как помолвка была объявлена, Флоренс внезапно дала задний ход. Она вдруг поняла, что не сможет жить под одной крышей с этим человеком, который раздражает ее каждую минуту, даже ради того, чтобы быть поближе к Мериан. Когда Флоренс объявила о своем решении, Мериан смертельно обиделась и разорвала все отношения с подругой.
Мисс Найтингейл была в отчаянии – без любимой подруги мир, казалось, потерял краски. Флоренс старалась избегать светской жизни и всерьез подумывала об уходе в монастырь. Печальные мысли буквально тянули юную леди подальше от светской мишуры, туда, где люди знают, что такое страдание. В один из таких дней Флоренс Найтингейл посещала какую-то из лондонских больниц для неимущих. Этот короткий визит перевернул всю ее жизнь. Леди решила посвятить себя уходу за несчастными и устроилась на работу сиделкой. Когда Флоренс объявила о своем решении родителям, те не разговаривали с ней в течение недели. Ее перестали принимать в светских гостиных – в лучшем случае ее занятия считали «милым чудачеством», а в худшем – «непристойным увлечением». Где это видано, чтобы девушка из хорошей семьи находила удовольствие в том, чтобы смотреть на грязные голые тела, вдыхать запахи мочи и разлагающейся плоти, обрабатывать гноящиеся раны. Единственной, кто был в те времена на стороне Флоренс, была ее тетка Мэй Смит. Разница в возрасте между тетей и племянницей была невелика и вскоре они стали очень близкими подругами.
Признание
В течение семи лет Флоренс стойко сносила постоянные ссоры с родителями и косые взгляды друзей и знакомых. После расторжения помолвки со Сноуфилдом обстановка в доме накалилась настолько, что пришлось покинуть родные стены. Мисс Найтингейл отправилась в один из английских монастырей, чтобы работать в тамошней больнице. Однако попытки устроить больничную жизнь на свой лад встретили неодобрение монашек, и Флоренс Найтингейл отправилась во Францию, чтобы ухаживать за больными в госпитале при католическом монастыре. Поступок для девушки, выросшей в порядочной семье английских протестантов, прямо скажем, неслыханный. Впрочем, Флоренс совсем не волновало всеобщее неодобрение. Гораздо важнее, что во Франции ей наконец позволили устроить больничную жизнь по своему разумению. Заразные больные тут же были отделены от прочих, палаты стали регулярно проветривать, сиделки делали все, что советовала им новенькая. В результате количество смертей в госпитале снизилось в два раза. Успехи мисс Найтингейл были настолько ошеломительны, что слухи о них достигли Лондона. Сама королева попросила Флоренс вернуться и предложила ей должность в больнице для обедневших дворянок. И снова оказалось, что методы Флоренс способны творить чудеса. Если раньше большинство больных из стен лечебного заведения отправлялись прямиком на кладбище, то теперь практически все они возвращались домой.
На войне как на войне
В ноябре 1854 года Найтингейл неожиданно получила письмо от военного министра Сиднея Герберта. Он буквально умолял Флоренс отправиться на фронт – Британская корона принимала участие в Крымской кампании – и помочь в уходе за ранеными. Она сутками не отходила от больных, благодаря ее усилиям в палатах была чистота, а перевязки делались каждый день – неслыханное расточительство! Когда мисс Найтингейл взялась за дело, смертность среди раненых снизилась с двухсот до тридцати человек на каждую тысячу! Домой Флоренс вернулась знаменитой – раненые слагали о ней легенды. Теперь уже никто не считал ее увлечение «непристойным», ее пытались заманить на любой прием, а родители говорили, что гордятся дочерью. Однако война и тяжелая работа подорвали здоровье Флоренс, и в 1856 году у нее случился инсульт, который приковал ее к инвалидному креслу больше чем на полвека. Впрочем, это не мешало Найтингейл работать. Она была в Индии – следила за ходом тамошних санитарных реформ, возглавляла комиссию по состоянию английских лазаретов, писала книги и преподавала основы медицинского ухода.
В 1910 году Флоренс Найтингейл не стало.
Кстати
В 1912 году Лига Международного Красного Креста и Красного Полумесяца учредила медаль имени Флоренс Найтингейл, до сих пор самую почетную и высшую награду для сестер милосердия во всем мире. Награда присуждается медицинским сестрам за исключительную преданность своему делу и храбрость при оказании помощи раненым и больным как в военное, так и в мирное время. Медаль изготовлена из позолоченного серебра, на лицевой стороне надпись на латинском языке «В память Флоренс Найтингейл. 1820—1910». В центре изображение женщины со светильником как символ добра, света, милосердия и надежды. На оборотной стороне медали надпись: «За истинное милосердие и заботу о людях, вызывающие восхищение всего человечества».
Смотрите также:
- «Гопоромантизм». Как суровый челябинский парень стал известным в Сети поэтом →
- Написать жизнь заново: девочка, пережившая амнезию, занялась живописью →
- Прыжок из рабства →