А потом медики научились почки пересаживать. Ровно год назад в Челябинске пересадили первую почку.
Диализ не выходя из дома
В листе ожидания на такую операцию стоит более 120 южноуральцев. Как поясняет Евгений Полторак, заведующий второй хирургией ЧОКБ, возраст людей - разный. Почечная недостаточность - болезнь всех возрастов. Старшему из прооперированных на момент операции не было ещё и 50 лет, младшему едва исполнилось 19. Всего же острым нарушением функции почек в области страдает около 500 человек. Среди тех, кто ждёт пересадку, есть и младенцы.
- Детей до 15 лет мы не оперируем, - говорит Евгений Полторак. - В России запрещено законом донорство несовершеннолетних, а поместить почку взрослого человека в детский организм нельзя: она попросту туда не влезет.
- Чтобы спасти людей, медицина предлагает всё новые и новые средства. Так, в мире уже широко практикуется так называемый «домашний диализ», перитонеальный (пациент сам вводит себе диализирующий раствор в брюшную полость - авт.). Плюсов много: не требуется сосудистого доступа, не нужно брать кровь, не нужно ходить в больницу 2-3 раза в неделю. Многие иностранцы делают такой диализ, сидя на рабочем месте. У нас его назначают пациентам, которым противопоказан классический гемодиализ, например, детям, больным сахарным диабетом. Конечно, не в тех масштабах, что за границей.
Жизнь на волоске
Наш разговор с Евгением Полтораком прерывает телефонный звонок: от инсульта умер мужчина. Может статься, его органы признают годными для трансплантации.
Такие операции всегда экстренные. Реаниматологи с помощью новейшей техники поддерживают сердцебиение больного, хотя мозг его уже мёртв, горе уже случилось, но есть возможность спасти другие жизни. Консервация почек возможна максимум на 24 часа. Но чем раньше пересадят, тем лучше. Поэтому за ближайшие часы врачам необходимо найти максимально подходящих реципиентов, тех, кому органы подойдут.
Операция по пересадке почки - не из простых. Приходится применять оптику, микрохирургический сосудистый инструмент, ведь операционные нитки порой тоньше человеческого волоса. При пересадке от умершего донора на операцию уходит до 4-х часов, если донор родственник - она занимает весь рабочий день, 6-8 часов, так как оперируемых в этом случае двое. Для пациентов операция бесплатная. Но каждая обходится федеральному бюджету в среднем в 800 тысяч рублей, большая часть из которых тратится на медикаменты для реабилитации.
За три-четыре недели после операции пациента наблюдают в стационаре. За это время орган должен прижиться и научиться функционировать в новом для него организме. Если пациент соблюдает врачебные рекомендации, то имплантированный орган может проработать и 20 лет. У одной из палат мы встретили мирно беседующих мужчину и женщину. Стараниями челябинских хирургов они «породнились».
Породнились в больнице
- 17 дней назад нам обоим пересадили почки молодой девушки. Мы знаем, что ей было 24. Одну почку дали мне, а другую ему, - показывает наша собеседница на своего соседа. Своего имени женщина просит не называть. Она из маленького городка, где все друг друга знают. Даже на гемодиализ полтора года она ходила тайно, рассказав о болезни только самым родным.
- Мне 39 лет. Много лет отработала в армии, - продолжает женщина. - Как все, ходила на работу. После первой беременности начали болеть почки, после вторых родов пришлось идти на гемодиализ. Вся моя жизнь разделилась тогда на до и после. И вот мне позвонили из больницы: есть для вас почка! Мы выехали из дома в 16.00, в 20.00 я уже была на операционном столе. Я даже испугаться не успела. Огромное спасибо врачам!
К сожалению, таких счастливых и здоровых лиц пока немного. Главной проблемой российской и челябинской трансплантологии являются доноры. Их очень мало. К тому же, прежде чем провести операцию, необходимо получить множество согласий.
- Изъятие органов допускается только тогда, когда медики на 100 процентов уверены, что человек уже мёртв, -
рассказывает Полторак. - Это решение всегда принимает коллектив медиков. Российское законодательство не обязывает нас информировать родственников об изъятии органов. Пока ещё мы не встречались с такими, кто был бы категорически против.
Вживить искусственную почку, как, например, это делают с хрусталиком и сердцем, врачи пока не могут. В отличие от многих других, почка - орган сложный, очищает организм и продуцирует гормоны. Поэтому вылечить человека с почечной недостаточностью можно только путём пересадки органов.
Лидер в трансплантологии - Испания. Там общество готово к донорству. Во многих странах наравне с банковскими есть донорские карточки. В них ставят отметки о том, что человек в случае смерти согласен стать донором. То есть он при жизни даёт согласие на изъятие органов.