«Время послушных детей прошло». Педагог - о замечаниях и рецепте воспитания

С началом учебного года непростые времена начинаются и у детей, и у родителей. © / pixabay.com

Начался новый учебный год, и снова складывается впечатление, что оценки ставят не только детям, но и родителям. Хотя у воспитания каникул нет – учебный год здесь продолжается без перерывов.

   
   

Челябинск на днях посетил известный педагог, один из ведущих российских экспертов в сфере современного образования и воспитания Артём Соловейчик. Сын прославленного педагога-новатора Симона Соловейчика на машине едет через всю страну – от Москвы до Владивостока, чтобы пообщаться с родителями, детьми, учителями.

У соседей всегда лучше?

Эльдар Гизатуллин, АиФ-Челябинск: Над этим задумывается каждый родитель – каков же рецепт хорошего воспитания?

Артём Соловейчик: Главное правило такое – не думать о результате. Он не должен идти впереди самого воспитания. Если мы думаем лишь о результате, в голове у нас некая модель, а перед нами живой человек с совсем другими представлениями.

Вспомните, как это бывает. Вышли вы с детьми в подъезд – торопитесь, одели их наспех. А там соседские дети – чистенькие, аккуратные, чуть ли не в галстучках. И вежливо с вами здороваются. А ваши стоят, глазами хлопают. И думаешь – ну что с нами не так? А модель в головах примерно одинаковая – чтобы выучились, женились или вышли замуж, народили детей-внуков. Но будут ли они при этом счастливы? И что вообще для них счастье?

- Для родителей естественно бояться, если сын или дочь не находят себя, плохо учатся – как тут не поддаться панике?

- Меня в 7 классе выгнали из специализированной школы с английским уклоном с формулировкой «врождённая неспособность к иностранным языкам». А сейчас я говорю по-английски и неоднократно работал за границей.

   
   

Или же пример моего сына Георгия. Когда он учился в школе, появились компьютеры. И вот он за компьютером просиживал дни и ночи – сейчас таких много, а тогда он был, можно сказать, «первым космонавтом», смотрящим в пол пареньком, которому ничего не интересно. Однажды в сердцах я ему провод от компьютера перерезал, а он в отместку - нам с женой. Но в итоге он выучил английский, общаясь в Интернете со всем миром. Захотел стать специалистом по Фолкнеру, а для лингвистического анализа надо знать математику. Стал учить и с удивлением мне сказал: «Папа, оказывается, это тоже такой язык». Теперь он преподаватель математики в США. И где же тот паренёк, смотрящий в пол?

Обойтись без замечаний

- Но иногда дети просто не слушают родителей – как тут удержаться, чтобы не распустить руки?

- Однажды я дал в сердцах сыну подзатыльник – не сильно, конечно. И мне не понравилось, что ребёнок после этого затих, а не возмутился и не сказал: «Папа, что ты такое делаешь?». Я дал себе обещание никогда больше не бить детей.

Зачастую мы преувеличиваем какие-то моменты, делаем из пустяка трагедию. Мне, например, нравится, когда туалетная бумага, извините уж за интимность, хвостиком наружу. Но дети иногда вешали её хвостиком внутрь. Я просил так не делать, а они меня не слышали. Я думал – неужели я не заслужил, чтобы уважали мою просьбу? А затем просто взял и повернул сам – это заняло буквально пару секунд. И никакой трагедии – пустяк. Родители, бывало, жалуются – ребёнку 5 лет, а он не завязывает шнурки. Да завяжет рано или поздно! Как-то приезжали к нам американцы – и один из них был с распущенными шнурками, в какой-то помятой одежде. А после оказалось, что это один из основателей Facebook.

- А замечания-то детям делать можно?

- Попробуйте один-два дня вообще не делать замечаний, но все записывайте. А затем разберите с человеком, которому больше всех доверяете – то есть, с собой. И вы поймёте две вещи: во-первых, в жизни вы делаете меньше замечаний, чем записываете, а во-вторых, день прошёл и без замечаний, солнце взошло и село.

Мне говорят – а потом как? Даже взрослым надо делать замечания! Как же руководить без замечаний? Но у меня это получается. Люди замечают такой подход, но не понимают в чём дело, говорят: «С вами как-то странно».

- Но учителю без замечаний никак, разве нет?

- Как говорят, если учитель не умеет управлять детьми, он пропал. Но если он умеет только управлять, пропали дети. Лучшего урока, чем пример, нет. Взрослые выполняют обещания, а дети – нет. Хотя могут пообещать всё, что угодно. Но ребёнок замечает, что взрослые выполняют обещания, и запоминает этот урок.

Отец однажды преподал мне замечательный урок. Ему подарили блок импортных сигарет  - большой дефицит по тем временам. Он его положил в стол, а курил советские папиросы. Я тогда учился в школе и иногда покупал папиросы для друзей в киоске, сочинив легенду о курящем дедушке, который меня посылал в киоск. Друзьям не продавали, а мне верили – видимо, уже тогда во мне открылся талант убеждения. Не выдержав, я расковырял блок и начал таскать пачки, пока не осталась всего одна. Я был в ужасе, ходил как пришибленный.

И вот однажды отец выходит к ужину и говорит маме: «Я выкурил блок сигарет, и даже этого не заметил! Вот до чего дошло! Видимо, я умираю». Мама всполошилось: «Дети, ужин отменяется! Все едём скорее на свежий воздух за город, будем дышать!». И мы помчались дышать свежим воздухом… Отец же все понял, видел, в каком я состоянии. Он мог бы накричать, трясти этим блоком, но поступил по-другому. И я это запомнил на всю жизнь.

Спросили лишь первоклассники

- Для многих идеальный ребёнок – это послушный. Вы же категорически против такого представления – почему?

- В одной из школ провели эксперимент – попросили детей заполнить рисунками геометрических фигур всю доску. И лишь первоклассники спросили: «Зачем это нужно?». Среди пятиклассников этот вопрос созрел лишь спустя какое-то время, а старшеклассники  и вовсе всё сделали, не спрашивая.

Нас с детства отучают от самостоятельности не только в мыслях, но и чувствах. Примеров тому масса: ребёнок говорит: «Мне жарко», а в ответ слышит: «Нет, тебе холодно, надень шапку!». Или же говорит: «Я наелся», а ему: «Нет, не наелся! А ну быстро ешь!».

- Какой же может быть альтернатива?

- Самостоятельный человек. Люди ведь делятся на два типа – одни поступают так или иначе, потому что просто по-другому не могут, а другие – только пока рядом надзиратель.

Сейчас главное – воспитать самостоятельного человека. Все взлёты недавнего времени совершили люди, которые не соответствовали тому, чего от них ожидали – это Стив Джобс, Илон Маск и другие. Прежде главным было воспитать послушных детей, а сейчас всё мешает такому подходу – Интернет, цифровизация, глобализация. Мешает воспитанию послушных, но способствует воспитанию самостоятельных. А государство, как правило, боится самостоятельных людей. Решиться на такое родителям трудно, это риск. Но это и есть настоящее воспитание.

Досье

Артём Соловейчик родился в 1960 году. Окончил факультет психологии и аспирантуру МГУ им. М.В. Ломоносова. С 1996 г. - руководитель и главный редактор ИД «Первое сентября». Возглавляет объединённое движение родителей и учителей России «Школа — наше дело». Профессор Lesley University (Cambridge, MA, USA).