Учить по-другому. Вопросы образования и воспитания обсудили в Челябинске

Мария Куликова / Фото предоставлено организаторами

Почему дети не хотят учиться, а педагоги быстро выгорают? Кто виноват в том, что от школьного учителя ребёнку нужно идти заниматься к частному репетитору? Ответы на эти вопросы прозвучали на первой областной научно-практической конференции «Чтения Ушинского».

   
   

Перестали воспитывать

Конференция состоялась 16 мая в центре дополнительного образования «РКШ «Родное слово» и собрала тех, кого волнуют вопросы образования и воспитания. На мероприятии выступили приглашённые педагоги, методисты и даже сами учащиеся. Много говорилось о необходимости нравственного воспитания учащихся, о том, что многие идеи Ушинского, как никогда, актуальны сейчас, в нашу эпоху цифровизации и новых технологий.

«Серьёзной заслугой К. Д. Ушинского является обогащение содержания нравственного воспитания детей. Его рассказы и сказки помогают современному учителю решить самые сложные задачи воспитания», – констатировала профессор кафедры педагогики, психологии и предметных методик ЮУрГГПУ д. п. н. Наталья Шитякова.

По всей стране сегодня работает более 100 центров, в которых дети занимаются по программе «Русская классическая школа». В них к современному учебному процессу адаптированы идеи Константина Ушинского, а за основу взяты его учебники по словесности, написанные ещё полтора века назад. Лучшие традиции дореволюционного образования сочетаются с лучшими традициями советского. Так, арифметику дети изучают по учебнику А. С. Пчёлко, по которому учились наши родители.

«Мы начинали с 6 учеников, теперь их 65, а в следующем году будет 80, – рассказала специальный гость конференции, тренер-методист РКШ из Архангельска Ирина Костюченко. – В своё время мы чётко осознали, что наши дети не хотят читать, не хотят думать. Занятия по программе «Русская классическая школа» помогают решить эти проблемы».

Фото: Фото предоставлено организаторами/ Мария Куликова

Чтобы обменяться опытом

Что немаловажно, именно при Ушинском в Смольном институте была введена практика педагогических совещаний и преподавательских конференций для обмена опытом. Он ввёл образование на русском языке вместо французского, доказывал необходимость воспитывать юношество на лучших образцах русской классики и народного творчества. Именно так, по его мнению, без каких-то дополнительных усилий можно воспитать патриота своего Отечества. В общем, К. Д. Ушинский был реформатором, идеи которого у многих вызвали сопротивление.

«И до сих пор всё, о чём говорил Константин Дмитриевич, актуально! – говорит организатор семейных классов РКШ Елена Шорина. – Перечитывая его труды, понимаешь даже то, откуда взялась наша нынешняя цифровая зависимость и почему наступила эпоха потребления. Увы, сегодня не стало преемственности – семей педагогов, семей врачей. Такие встречи, семинары и конференции нужны как раз для того, чтобы мы могли помочь нашим детям».

   
   
Фото: Фото предоставлено организаторами/ Мария Куликова

На «Чтения Ушинского» приехали участники из Озёрска, Миасса, Снежинска, Магнитогорска, Златоуста, Екатеринбурга. Конференция проводилась в рамках гранта «К. Д. Ушинский – детям», который победил в конкурсе грантов губернатора Челябинской области при поддержке Фонда поддержки гражданских инициатив Южного Урала.

«Наша главная задача – объединить и поддержать педагогов, которые работают по программам Ушинского, – призналась организатор мероприятия, директор челябинского центра дополнительного образования «РКШ «Родное слово» Ольга Бурлакова. – Очень важно обмениваться опытом, учиться не только передавать детям знания, но и закладывать нравственные ценности. Учиться быть им наставником, другом, опорой».

Участниками чтений также стали сенатор от Челябинской области Маргарита Павлова и её сын Максим, учащийся четвёртого класса РКШ. «Очень важная конференция, несмотря на то что проводится в небольшом центре, где всего около сотни учащихся, – заявила Павлова. – Долгое время мы не без влияния западных оппонентов обесценивали своё великое наследие. Сегодня всё чаще обращаемся к своей истории, к своим корням, к тем людям, которые заложили основы философии, педагогики, психологии. Показатель того, что современная педагогика нуждается в реформе, в переосмыслении вектора развития, – количество детей, ушедших на семейное образование. Если раньше это были единичные случаи по состоянию здоровья или в связи с индивидуальным образовательным маршрутом ребёнка-спортсмена или олимпиадника, то сейчас наблюдается массовый уход из школ. Бегство. Люди бегут за качественным образованием. В этой связи значение наследия Ушинского возрастает в разы».