Однозначно школьники запомнят этот учебный год надолго, особенно выпускники. Начало ЕГЭ в Челябинской области уже перенесено на 8 июня, ОГЭ – на 9 июня. Региональное министерство образования обещает, что выпускные экзамены будут согласованы с приёмной кампанией. Но во многих вузах и ссузах области она уже началась.
«Приёмная кампания во многих учебных заведениях будет проходить в режиме онлайн, - прокомментировала замминистра образования и науки Челябинской области Елена Зайко, - заявления можно будет подавать через портал госуслуг и на сайтах самих заведений».
Больше бесплатного образования
Школы Челябинской области выпустят порядка 29 тысяч выпускников. Нынче для них запланировано 8 тысяч бюджетных мест в вузах и более 16 тысяч в учреждениях среднего профессионального образования (СПО). Это гораздо больше, чем в прошлых годах. Например, в ЧелГУ и Южно-Уральском государственном гуманитарно-педагогическом университете, бюджетников в этом году будет аж на 25% больше, чем в прошлом. Повсеместно увеличено и количество мест, на которые будет осуществляться набор.
«В стенах нашего вуза абитуриентов в этом году ждут 2000 бюджетных мест, - заявила зампроректора по учебной части ЮУрГУ Юлия Болотина. - Прогнозируем большой конкурс на IT-специальности, инженерное дело, психологию, строительство, лингвистику и т.д».
«Конечно, распределены бюджетные места неравномерно, - признался ректор ЧелГУ Сергей Таскаев. – Например, у нас добавились бюджетные места в психологии, экономической безопасности, таможенном деле. Появились новые бюджетные места там, где их раньше не было: в бизнес-информатике, педобразовании, филологии, юриспруденции, государственном муниципальном управлении, экономике. По коммерческому набору цифры примерно те же, что и в прошлом году. Цены на обучение сильно не вырастут, будет только поправка на инфляцию. Мы понимаем, что сегодня происходит с платежеспособностью населения».
«За последние несколько лет у нас впервые будет бюджетный набор на социальную работу, лингвистику, информационные технологии в образовании», - отметила ответсек ЮУГГПУ Ирина Петрухина.
«По поручению президента, необходимо увеличить число работников в сфере здравоохранения, - сообщила Зайко. – Поэтому сейчас региональное министерство здравоохранения совместно с ЮУГМУ разрабатывают комплекс мер поддержки студентов-медиков. Возможно, целевиков будут обучать за счёт областного бюджета».
Останутся только крутые специалисты
В связи с пандемией и экономическим кризисом эксперты сулят длительную рецессию большинству отраслей. И в один голос констатируют факт: спрос на технарей продолжает расти. Заработают на сытую жизнь инженеры, специалисты в области высоких технологий, антикризисные управленцы.
«В последние годы абитуриенты всё чаще предпочитают идти учиться на специалистов в области металлургии, электроэнергетики, теплоэнергетики, машиностроения, строительства, - поделилась наблюдениями ответсек приёмной комиссии Магнитогорского технического университета Зоя Акманова. – Кроме того, мы готовим студентов по экономическим и педагогическим направлениям. Впервые за несколько лет в этом году у нас есть бюджетные места на экономику, менеджмент, бизнес-информатику».
«Будут востребованы все специальности с приставкой «цифровой»: цифровой доктор, цифровой учитель, цифровой менеджер, цифровой ресторатор и т.п., - перечислил первый проректор Международного Института Дизайна и Сервиса Максим Усынин. - То есть специалисты с цифровыми навыками работы. Стратегия ведения любого бизнеса сегодня сводится к простой формуле: там, где работало два человека, остаётся один, и он теперь работает за двоих с повышением зарплаты в 1,5 раза. Понимаете, где экономия? Весь офисный планктон, весь персонал, который раньше не справлялся со своими обязанностями, будет сокращён. Останутся только профессионалы, крутые специалисты, спрос на них резко возрастёт, и доходы их увеличатся».
Он заметил, что падение интереса к высшему образованию – общемировая тенденция. И это нормально: люди стали понимать, что платить за дипломные корочки бессмысленно. Сейчас идут за таким образованием, которое реально прокормит. В тренде учебные заведения, которые позволят в процессе обучения трудоустраиваться уже на втором курсе.
«В этом году мы запустили программу, благодаря которой на первом курсе студент получает прикладную профессию, чтобы выйти на оплачиваемую стажировку, - рассказал Усынин. - Со второго курса он должен начать свою карьеру. К концу третьего или четвёртого курса он должен стать специалистом среднего звена. Мы будем продолжать учить по всем направлениям, но дадим каждому студенту набор цифровых навыков. Сегодня эти компетенции обязательны для всех, как и владение русским языком. Не исключено, что такие ситуации в мире будут повторяться, и наша задача — подготовить всех студентов — от дизайнера до программиста, от лингвиста до управленца — к работе в нестандартной ситуации».
Нужны люди с руками
«Мы уверены, что у нас все направления останутся востребованными, потому что это направления сельского хозяйства, отрасли, которая обеспечивает народ продовольствием, - заявила врио ректора Южно-Уральского государственного аграрного университета Светлана Черепухина. – На 2020-2021 учебный год мы наберём больше тысячи бюджетников».
«Работодателям нужны токари, фрезеровщики, сварщики, - поделился информацией директор Златоустовского индустриального колледжа Виктор Сидоров. - Сегодня нужны люди, которые умеют работать руками и управлять автоматическими линиями на производствах. Мы в прошлом году прекратили набирать бухгалтеров, зато увеличили набор на IT. Нынче у нас более 425 бюджетных мест, платные только курсы переподготовки. Например, выучиться на оператора автоматических линий можно за 18 тыс. рублей за 4 месяца. Граждане старше 50 могут выучиться за счёт федерального бюджета».
«Традиционно серьёзная конкуренция у нас наблюдается на программы энергетики, IT-подготовки, газо-нефтедобывающего дела, - рассказала директор Челябинского энергетического колледжа Вера Бородина. - В прошлом году было 2,7 человека на место. Теперь открыли новое перспективное направление подготовки – информационное обеспечение градостроительной деятельности. В этом году запланировали 400 бюджетных мест, увеличение стоимости на коммерческое обучение будет небольшим. Вступительных экзаменов нет, принимаем по конкурсу аттестатов, в зачёт берутся все оценки. Кстати, есть бесплатное вечернее обучение для граждан старшего возраста по специальностям «Электрик» и «Управление многоквартирным домом».
«Открыто, входите!»
Во многих образовательных учреждениях сегодня проходят дни открытых дверей в формате онлайн. Технология стандартная, несложная.
Любому интересующемуся достаточно зайти на сайт вуза или ссуза и, благодаря нужной активной ссылке, принять участие в виртуальной экскурсии по заведению. Можно даже задать вопросы в режиме чата или посмотреть всё в записи.
«Но день открытых дверей в режиме онлайн, конечно, не длится с утра до вечера, - предупредил Сергей Таскаев. – Это лет 15-10 назад, когда школьники были усидчивыми, можно было выдавать информацию для них в течение часа. Сейчас у молодежи клиповое сознание, надо ограничивать онлайн тридцатью минутами, поскольку больше они не высидят, и за этот минимум времени нужно выдать максимум информации».
«Никаких проблем с данным форматом не испытываем, да и для абитуриентов он вполне привычен, - сообщила завкафедрой «Социально-гуманитарные и естественно-научные дисциплины», к.п.н., доцент уральского филиала Финуниверситета при правительстве РФ Ирина Кравченко. – Постараемся сделать так, чтобы и заявления на приём можно было подать через интернет».
«Мы уже 10 лет работаем в системе электронной подачи документов, - призналась директор Трёхгорного технологического института – филиала ФГАОУ ВО «Национальный исследовательский ядерный университет “МИФИ”» Татьяна Улитина. - Профориентационную работу ведём круглый год, поэтому у наших абитуриентов нет проблем с профнавигацией. Ориентируемся на программы технического уровня и потребности нашего главного работодателя - приборостроительного завода».
Меньше учеников – лучше знания
И детям, и их родителям очень интересно: в связи с сегодняшними реалиями получат ли своё развитие дистанционные формы обучения?
«Вообще вся система образования получила сейчас толчок к развитию, - отметила Елена Зайко. - Дистант сегодня интенсивно развивается. Конечно, в будущем он будет использоваться чаще и больше. Хорошо, что мы научились качественно работать в онлайн-режиме. Но полный переход на дистанционную учёбу невозможен».
«Очное образование не заменить ничем! – согласился Сергей Таскаев. - И чем меньше человек в группе, тем более качественное образование получает студент. Ведь многие направления требуют практических навыков. Например, неорганическая химия: можно посмотреть видео, но пока ты сам в пробирке не намешаешь соединение, не увидишь реакцию, не оценишь её скорость и не почувствуешь запах, ничему не научишься».
«Нынешний переход на дистанционное обучение обнажил все проблемы в сфере образования, - резюмировал Максим Усынин. – Это повлекло естественный отбор среди преподавателей: останутся те, кто способен преподавать в новых реалиях. С одной стороны, онлайн-обучение позволяет более эффективно расходовать время. С другой, оно не заменит живого общения, ведь именно в нём рождаются самые крутые решения. Уверен: всё, что сейчас происходит, «оздоровит» образование».
«Сегодняшняя ситуация дала новый толчок к развитию профессиональных компетенций работников сферы образования, - соглашается директор ГБОУ ПОО «Златоустовский техникум технологий и экономики» Марина Пономарёва. - При переходе на дистанционный режим работы нам пришлось промониторить, все ли педагоги и студенты обеспечены компьютерной техникой. Выяснилось, что в основном все студенты (за исключением нескольких человек в деревнях) имеют возможность получить онлайн-задания и ответить на них. Преподавателям, у которых дома нет компьютера, на время выдали ноутбуки из техникума. Наиболее сложный материал для восприятия студентами преподаватели излагают в онлайн режиме, на видеоуроках. А то, что студенты могут изучить самостоятельно, предлагается освоить в офлайн режиме. Для организации видеоуроков используются программы Zoom, Skype. Создана «Виртуальная комната», где студентов консультируют по сложным вопросам. Ежедневно каждое задание оценивается, оценки выставляются в Электронный журнал «Сетевой город. Образование». С ребятами, у которых нет компьютера, связываемся ВКонтакте, WhatsApp, Viber. Высылаем фото задания или фото учебного материала, студент выполняет задание и обратно отправляет его тем же образом. Этим обучающимся для выполнения домашнего задания мы не ограничиваем рамки в отличие от других. Когда у них появляется возможность, тогда они и присылают выполненное домашнее задание. Была проблема выхода в интернет у студентов, которые живут в Башкортостане. Мы созвонились и договорились с главой района, теперь для ребят обеспечен доступ в определенные часы в школу, чтобы они могли подключиться к Procollege, получить или отправить задание. За время карантина мы мобилизовались и освоили много нового. Думаю, что после карантина выйдем на работу другими, с другими ценностями и ориентирами на образовательный процесс».