Не так поняли. Власти опровергли полный переход челябинских школ на дистант

Екатерина Волкова / АиФ

Родителей школьников и студентов взбудоражила новость о том, что с 1 сентября дети продолжат учёбу в дистанционном формате. В соцсетях полетели просьбы подписать петиции против онлайн-занятий. Разбираемся, что все это означает.

   
   

Слухи поползли после федеральных новостей об эксперименте по внедрению в школах и колледжах так называемой цифровой образовательной среды (ЦОС). Он пройдет с 1 сентября 2020 года до декабря 2022-го. Это часть нацпроекта «Образование». Ожидается, что через четыре года ЦОС будет внедрена по всей стране. А пока ее «обкатают» в нескольких регионах. В том числе, и в Челябинской области.

Учителя в неведении

Интересно, что эксперимент давно значился в планах Минпросвещения РФ и по сути никак не связан с разразившейся пандемией. Но массовое обсуждение и критику получил именно в последние дни. Большинство интерпретирует старт эксперимента как отмену традиционной школы. В интернете народ призывает обратиться к Путину с просьбой отказаться от этих планов.

«Мы требуем защитить российских детей и подростков и остановить преступление, которое разворачивается на наших глазах, под названием «Дистанционное цифровое обучение»! – так начинается одно из писем. - Переход на цифровое обучение повлечет деградацию общества, рост преступности, упадок общего уровня культуры, не говоря уже о том, что ликвидирует как класс учителей, педагогов и думающих людей».

Учителя в южноуральских школах говорят, что сами пока только опираются на слухи.

«Мы пока толком ничего не знаем, - поделилась информацией учитель средней общеобразовательной школы в Златоусте Людмила. – Но ходят разговоры, что действительно останемся на онлайн-обучении как минимум до конца 2020 года. Я себе этого не представляю. У меня дома старенький компьютер и неважный интернет, вести видеоуроки я точно не смогу. Тем более, рядом ещё два сына-школьника, с которыми тогда придётся этот самый компьютер делить. Старший переходит в пятый класс, у него сейчас начнутся новые предметы – биология, география, история. Как он будет их осваивать самостоятельно?»

«Родители и журналисты нас неправильно поняли»

К счастью, нам удалось получить внятный комментарий по поводу «дистанта» в министерстве образования и науки Челябинской области.

   
   

«Мало того, что некоторые журналисты сами неверно восприняли информацию, они ещё и пытаются воспроизвести то, что поняли, в результате мы сегодня вынуждены отбиваться от возмущённых родителей, - призналась первый заместитель министра образования Челябинской области Елена Коузова. – У понятия «дистант» много значений, это не только обучение на дому, это может быть и обычное самостоятельное занятие с учебником. Конечно же, школы были, есть и будут! И очное обучение останется приоритетной формой. Обучение в режиме онлайн для нас было вынужденной мерой, связанной с пандемией, с введением ограничительных мер. Мы все вместе – и педагоги, и родители – ждём, когда всё вернётся на круги своя и возобновятся живые уроки».

По словам замминистра, суть эксперимента в другом.

«Он касается цифровизации системы образования, нам он поможет усовершенствовать техническую базу школ и отработать новые возможности удаленной учебы. Образовательные учреждения, в которых будет проходить эксперимент, оснастят компьютерами, необходимым программным обеспечением и высокоскоростным интернетом. Новую технику получат более 700 школ области, она уже начала поступать. Я бы даже назвала это не экспериментом, а новым апгрейдом системы образования. Это большая масштабная программа изменения среды образования, она должна отвечать требованиям времени. А если говорить о продолжении онлайн-обучения школьников и студентов, то оно будет. Но только в рамках традиционного обучения, в дополнение к нему, но ни в коем случае не вместо», - объяснила Елена Коузова.

Мнение

«Я рад, что эксперимент по внедрению цифровой образовательной среды нужно рассматривать как цифровизацию системы образования, возможность модернизировать учебные заведения, а не как массовый перевод обучающихся на онлайн-обучение, - заметил ректор ЧелГУ Сергей Таскаев. - Безусловно, дистанционное обучение – это существенный сегмент в образовательной сфере, но, на мой взгляд, оно эффективно для решения определенных задач, а не в массовом порядке. Например, когда курс краткий, когда он является частью очного курса или когда заочное образование – лучший выход для студента с точки зрения организации его времени. На сегодняшний день я не считаю массовое дистанционное образование полноценным аналогом привычному формату. Что же касается проекта ЦОС, то пока в ЧелГУ не поступало предложения присоединиться к эксперименту – ни в части высшего образования, ни по линии нашего колледжа (в ЧелГУ уже четыре года работает колледж, студенты которого осваивают программы среднего профессионального образования - прим.ред.).