С каждым годом число выпускников, которые хотят получить рабочую специальность, растет в Челябинской области. Причём многие предпочитают не терять времени и покидают школьную скамью уже после девятого класса.
Не троечники, а ударники
«Несколько лет большинство ребят всё-таки стремилось доучиться в 10-11 классах, в колледжи и техникумы шли только 40% девятиклассников, - поделился цифрами министр образования и науки Челябинской области Александр Кузнецов. – Сейчас 50 на 50: половина ребят остаётся доучиваться, половина поступает в средние специальные учебные заведения (ссузы), а после 11 класса туда же идёт ещё часть выпускников. В общей сложности колледжи получают 60-65% выпускников школ, вузам достаётся 35-40%».
Он отметил, что и сама система среднего профессионального образования уже не та, какой она была 10-15 лет назад. По словам министра, нынешние техникумы и колледжи - это «добротные образовательные организации с высококвалифицированным персоналом и с обновленной материально-технической базой». К тому же многие ссузы работают в структуре вузов, поэтому зачастую после окончания колледжа ребята продолжают обучение уже в вузе. Так путь к высшему образованию легче, а шансы поступить на бюджет – выше.
«Растёт и средний балл аттестата, - отметил Кузнецов. - Если раньше на рабочие специальности приходили абитуриенты со средним баллом 3-3,5, то сегодня он перевалил за 4, а по некоторым специальностям даже за 4,5. Возьмите педколледж, туда поступают одни отличники!»
«Мы принимаем по конкурсу аттестатов: есть 75 бюджетных мест - набираем 75 абитуриентов с лучшим средним баллом аттестата, - подтвердил директор челябинского механико-технологического техникума Андрей Андрющенко. - Если к нам приходят ребята с плохими оценками, но у них есть огромное желание учиться, то варианта только два - либо за него платят родители, либо предприятие, с которым он сумел заключить целевой договор».
Подстегнули интерес
Похоже, с этого года интерес выпускников школ к среднему профессиональному образованию подпрыгнет ещё выше: сегодня в Челябинской области реализуется федеральный проект «Профессионалитет», главная цель которого - готовить выпускников под задачи конкретных предприятий. Будущие работодатели примут в проекте непосредственное участие, они будут формировать свои запросы к образовательным программам и выступать в роли наставников.
«В рамках проекта в стране создано 70 образовательно-производственных кластеров, и четыре из них в нашей области: кластер по машиностроению, по металлургии и два по атомной отрасли, - рассказал Александр Кузнецов. - По этим специальностям будет больше возможностей поступить на бюджет. Нашими партнёрами в проекте стало озёрское подразделение «Росатома», завод «ДСТ-Урал», который пошел на сотрудничество механико-технологическим техникумом, и группа предприятий в Магнитогорске, сотрудничающая с колледжем в структуре Магнитогорского технического университета».
В следующем году будет создано ещё 70 кластеров, в том числе по сельскому хозяйству, железнодорожному транспорту и т.д. Мы и Свердловская область в лидерах, у соседей тоже четыре кластера, а у других регионов по одному-два. Нынче на каждый кластер из федерального бюджета выделяется по 100 миллионов рублей, а из регионального – по 26. Плюс софинансирование предприятий-партнёров. В Челябинской области общий объем финансирования «Профессионалитета» составил более 600 миллионов рублей. Деньги выделяются на более ориентированную подготовку студентов: в ходе их учёбы должно быть как можно больше практики.
«Если раньше мы начинали отправлять студентов на практику только со второго курса, то теперь они будут проходить её с первого курса, - сообщил Андрющенко. – В машиностроительный кластер вошло четыре образовательных организаций Челябинска, одна копейская и 12 челябинских предприятий. Кроме дотаций из федеральной и региональной казны мы получим ещё 20 млн рублей от работодателя. Деньги пойдут на покупку нового современного оборудования, ремонт помещений, куда это оборудование будет установлено, а также на обучение персонала. Сейчас мы переобучаем всех своих педагогов, которые будут готовить специалистов».
Кластер по атомной промышленности дополнительно получит от «Росатома» 67 миллионов. Деньги пойдут также на новое оборудование и ремонты.
«Большой плюс «Профессионалитета» в том, что практическое обучение студентов будет проходить на том же оборудовании, которое использует предприятие в своем производственном цикле, - подчеркнул директор озерского технического колледжа Сергей Шварев. – Студент отучится, придёт на предприятие и сразу приступит к работе. Мы знаем, что на ПО «Маяк» вплоть до 2030 года запланированы стройки, поэтому открыли две новые строительные специальности. Будем готовить студентов именно по тем специальностям, которые необходимы опорному предприятию!»
Лучшим из лучших будущие работодатели обещают платить неплохие стипендии.
«Размер месячной стипендии – 3,5 тысяч рублей, но выплачиваем мы её раз в полгода, поэтому студенты сразу получают на руки порядка 20 тысяч рублей, - рассказала начальник отдела оценки и развития персонала ФГУП «ПО «Маяк» Наталья Востротина. – На стипендию могут рассчитывать студенты, которые учатся без троек, а пятёрок за сессию должно быть не меньше половины. Кроме того, они должны активно участвовать в научной деятельности, в различных олимпиадах и конкурсах. Практику оплачиваем, но и тут строгие критерии отбора: на практику с дальнейшим трудоустройством берём только тех студентов, у которых средний балл выше четырёх».
С одной стороны, такие требования к студентам колледжей кажутся завышенными, но с другой – совсем нет, ведь работать им придётся с оборудованием, которое стоит огромных денег.
«Подумайте только: один новый станок в механико-технологическом техникуме куплен за 37 миллионов рублей, - говорит Кузнецов. – Так, конечно, специалист, который будет к нему допущен, должен быть очень грамотным и досконально понимать весь производственный процесс! Раньше молодой человек приходил после учёбы на предприятие и его начинали «доучивать». Теперь этого разрыва не будет: «доучивание» будет происходить уже в ходе образовательного процесса».
Мнение
Дина Шакурова, директор по персоналу завода «ДСТ Урал»:
- Раньше родители говорили детям, мол, будешь плохо учиться – пойдешь работать на завод. Работа на заводе считалась тяжёлой и грязной. Это давно не так. Тяжёлый физический труд за человека выполняют машины, оставляя ему работу интеллектуальную. Сегодня у нас стоит действительно дорогое оборудование – 20 станков с числовым программным управлением (ЧПУ) и 15 сварочных роботов. Я расскажу вам, что из себя представляет работа технолога-программиста, который пишет программы для станка. Технолог приходит на работу, надевает белоснежный халат, тапочки, садится в удобное кресло за дорогой компьютер, - потому что не каждый компьютер может потянуть такую работу! - и пишет программу. Периодически спускается в цех, чтобы проверить, как работает его программа, не нужно ли внести какие-то корректировки. За это он ежемесячно получает более 80 тыс. рублей.
У нас открыты вакансии наладчиков станков с ЧПУ и операторов. Наладчики читают чертежи деталей, которые нужно изготовить, выбирают соответствующую программу, инструмент, который необходимо установить в станок, и настраивают программу. Зарплата наладчика – 50-80 тыс. рублей. Операторы берут заготовку, устанавливают её в станок с ЧПУ, нажимают нужную кнопку, выжидают 3-4 минуты, пока станок обрабатывает деталь, а потом её достают. Операторы станков с ЧПУ у нас получают от 40 до 50 тыс. рублей. Это запросто могут быть студенты второго-третьего курса. Рабочая профессия – это залог успеха. А желание хорошо работать и повышать квалификацию – залог постоянного роста зарплаты.
Дмитрий Русалев, председатель профкома ПАО «Ашинский метзавод»:
- Помимо инженерных специалистов нам не хватает простых рабочих - токарей, электромонтеров, электрогазосварщиков и т.п. Уровень подготовки студентов в местном техникуме недостаточен для начала трудовой деятельности, требуется длительная адаптация выпускника. Трудоустраиваются по профессии тоже не многие: например, выпускается 20 токарей, а на работу приходят только 4-5, и то останутся не все, потому что полученные ими в ходе учёбы навыки оставляют желать лучшего. Преподавателей в техникуме мало, нагрузка у них высокая, поэтому некоторые заводчане идут и дополнительно по вечерам тоже преподают там. У нас даже есть свой учебный центр, работодатель вкладывает деньги в подготовку машинистов кранов, электрогазосварщиков, электромонтеров, слесарей гидравликов и т.п. Но этого мало! Увы, несмотря на повышение уровня оплаты труда, престижа рабочим профессиям по-прежнему не хватает. На мой взгляд, не всё возможное делается в нашей области для того, чтобы поднять престиж рабочих профессий. Нужен какой-то более глобальный план, более масштабная стратегия, иначе проблему с дефицитом рабочих рук мы не решим.