Продолжение. Начало – здесь.
Москва, 26 августа
Второй день работы форума начался с сессии трех круглых столов, где обсуждались вопросы законотворчества и статуса педагога. Уместно здесь вернуться к панели первого дня, где Александр Привалов не только иронично среагировал на результаты PISA, но и покритиковал 13 главу проекта «Стратегии 2020». Цитирую дословно, благо с собой был диктофон.
«Ставится цель – обеспечить каждому ученику индивидуальную траекторию обучения. Но если вдуматься, эта цель не может быть основой государственной политики в образовании, она противоречит здравому смыслу. Для государства важно единство школы, чтобы она давала золотой канон знаний для всех граждан страны».
Говоря о статусе педагога, научный редактор журнала «Эксперт» высказал, наверное, мечту каждого из нас: «Все первые лица государства должны по несколько раз в день говорить в телекамеры о том, как они уважают учителя. По статусу он должен быть приравнен к госслужащим, как это сделано в Германии, Финляндии».
Привлекло внимание выступление сдержанного министра образования и науки Татарстана, доктора физико-математических наук, Альберта Гильмутдинова.
Физическое и нравственное здоровье, развитый интеллект, устойчивая привычка к труду, сформированные умения жить в социуме и основные знания – вот пять, по мнению министра, важных составляющих современного образования. Нынешняя же школа – это набор предметов. От кого зависит дальнейший успех ребят? Надо запустить умных, талантливых учителей в школу и оставить их в покое. Только где их взять? – вздохнули мы. Старшее поколение уходит, молодое не приходит. Сегодня средний возраст педагога в стране – 52 года.
Посетил наш круглый стол депутат Госдумы, заместитель председателя комитета по образованию ГД Олег Смолин. Отметил недостатки проекта «Закона об образовании». В частности, закон не гарантирует бесплатное дополнительное образование – кружки, секции, детские оздоровительные и культурологические центры. Говорил о социальной и правовой незащищенности педагога.
Вообще, на сессии круглого стола было много чего сказано – тема у нас такая! И кто бы знал, что лично Тиной Канделаки приглашенный губернатор Кировской области Никита Белых вместо того, чтобы вселить надежду в прекрасное будущее российского учительства, стал говорить о патерналистских, иждивенческих настроениях в обществе. Педагоги должны перейти от критики государства к конкретным предложениям, должны быть соучастниками реформ, настойчиво проявлять свою гражданскую позицию, принимать участие в изучении статей бюджета, которые выделяются на образование, – как набат, звучали императивы губернатора.
Осознав свою высокую гражданскую миссию, зал стал задавать губернатору «неудобные» вопросы.
- Каким, с точки зрения власти, Вы хотите видеть выпускника – послушным или свободным?
- Смотря, какое общество вы хотите построить – патерналистское, где граждане ждут, когда их накормят, или демократическое? – парировал он.
- Задача учителя – входить в класс, а не думать за страну! – озвучил мысль большинства автор открытого письма Президенту Сергей Волков.
- Отдайте директоров школ учителям, детям, родителям. Они не должны заниматься не свойственными им функциями, выполнять наказ властей, быть засланными казачками, заниматься выборами,- под аплодисменты выкрикнул молодой директор.
- Вот здесь сидят учителя из моего региона, давайте спросим, агитирует ли их власть, за кого им отдать свой голос, - предложил Никита Белых.
Поверим Вам, Никита Юрьевич, на слово!
В обсуждении последнего вопроса – «Роль СМИ, семьи и школы в образовательном процессе» – принял участие ведущий программы «Пусть говорят» Андрей Малахов. Абсолютно не звездный, адекватный, заинтересованный в диалоге. Разговор шел в основном о негативном влиянии передачи. Почему уважаемый журналист поднимает темы, которые веками табуировались в обществе, не предавались огласке, если и говорилось что-то о нравственных искажениях, то эзоповым языком, пряталось за эвфемизмы? Почему телевидение играет на низменных интересах человека? Смотрит иной зритель и думает: «А вот у них какой ужас! У нас еще ничего! Не так страшно! Можем и мы переступить…» Где нормальные детские передачи?
Малахов не уходил от ответов, честно сказал, что о школе делать передачи трудно, потому что педагоги не хотят быть экспертами, отказываются участвовать в программе – люди они не публичные. И все-таки «закрытые» учителя пожелали Андрею Малахову чаще обсуждать светлые темы. Высказали также предложение для руководителей телеканала Россия: надо иметь свой «учительский час» на государственном канале, где обсуждались бы проблемы современной школы.
В «роли семьи» в очередной раз выступил Алексей Венедиктов. Поднявшись на сцену, он предупредил, что ни за что не уйдет, пока не услышит разумных мыслей о том, какой должна быть новая школа для современного ученика. И в это время за его спиной на огромной электронной панели высветились более полусотни предложений, поправок статей проекта «Закона об образовании», которые сформулировали участники первого национального образовательного форума. Складывайте в папку, дорогой Алексей Алексеевич, и несите их в Общественную палату РФ, Министерство образования и другие властные структуры. Может, услышат…
А теперь … Внимание! У нас появился свой образовательный сайт «Умная школа»*, где можно проголосовать за то ли иное предложение.
Организатору «Умной школы», члену Общественной палаты РФ, Тине Канделаки удалось за два дня работы форума многое сделать. Она собрала в одном месте реформаторов и их противников, журналистов, общественников, всех – от учителя до губернатора. И дала возможность хоть не каждому, но высказаться. И кто знает, может быть, ее идея с умной школой станет национальной. Браво, Тина!
Пащук Нелли Михайловна,
учитель русского языка и литературы
физмат лицея №31 г. Челябинска
* «Умная школа» функционирует одновременно как открытая площадка для обсуждения и редактирования закона РФ «Об образовании», и как социальная сеть для учителей и экспертов. Тина Канделаки: «Приглашаю вас к продолжению нашей работы на сайте «умная-школа.рф». Структура портала устроена таким образом, что ни одно из конструктивных мнений не останется без внимания. Здесь мы организуем широкую общественную дискуссию и предоставим ее результаты в правительство РФ и Госдуму».
Смотрите также:
- Дело не в деньгах, а в статусе учителя! Педагоги рассуждали о модернизации образования →
- Не хочу в школу! Как мотивировать ребёнка на учёбу →
- ЕГЭ убивает будущих Ломоносовых →