Три года назад в Челябинске открылся образовательный центр №5. Это учреждение — уникальное для региона, прежде всего, своими масштабами: в трех модулях учатся 4 тысячи детей. Директор ОЦ №5 Евгений Марченко рассказал, как работает самая большая школа Уральского федерального округа.
Класс ФСБ и юридическая академия
4 тысячи учеников в одном учебном заведении — цифра кажется немыслимой. В этом году здесь 17 первых классов. В прошлые годы первоклашек набирали больше — по 20, 19 классов. Но речь не идет о какой-либо демографической яме. Школа, несмотря на размеры, просто не в состоянии вместить всех желающих. Первоклассники учатся в отдельном здании-модуле, что удобно в период проведения ГИА и ЕГЭ: занятия детям не отменяют. Педагогов здесь, кстати, только представьте — 217 человек!
«Каждую неделю мы получаем по 20-30 звонков от родителей, желающих определить ребенка к нам, - говорит директор образовательного центра Евгений Марченко. - Возможности школы не безграничны. К тому же мы увеличили профильное обучение в средних и старших классах».
В школе пять профилей: привязанные к федеральным стандартам гуманитарный и технологический, а также специализированные. Это, например, гордость школы — Детская юридическая академия, единственная в регионе. Это не кадетские классы, а именно юридические. С 1 по 9 класс дети получают допобразование — МХК, право и прочие дисциплины. Ещё есть класс УФСБ России по Челябинской области. Он тоже единственный в регионе, обучение в нём включает прохождение военной кафедры при ЮУрГУ с выездом в военную часть на занятия.
Готовый продукт
«Ребенок должен уметь отличать картину от картинки», - считает Евгений Марченко. Поэтому школьники получают знания из самых разных областей жизни. Проектная деятельность и черчение — дополнительные направления, которые открыты в ОЦ №5. Директор уверен: теоретических знаний недостаточно для освоения материала. Всё в школе основано на практике, поэтому конечный шаг проекта — это готовый продукт.
Евгений Марченко с гордостью рассказывает, как один из школьников разработал сигнализацию. Не только придумал — но и собрал из подручных материалов. А другой ученик предложил создать приложение «Умная школа» наподобие «Умного дома», что работает у него в квартире. Педагоги на такие инициативы откликаются с удовольствием.
Образовательный центр — это школа полного дня. То есть после окончания уроков дети не спешат домой. Еще бы - такому оснащению, вероятно, позавидуют многие учебные заведения даже столицы. Здесь очень ярко — это первое, что бросается в глаза. Перечислять все кружки и секции, что функционируют, придется полдня. Скажем проще: постарались учесть все предпочтения детей. Физика, черчение, робототехника, спортивный зал, танцы, своя телестудия... И те дети, что учатся во вторую смену, спешат в школу, едва проснувшись.
А еще здесь есть коворкинг и форум-зона. Можно посидеть с телефоном, поговорить с друзьями. Прекрасная идея — Детская учительская. Комната, куда вход учителям закрыт. Школьники сами следят за порядком, мебелью, дежурят.
Финансов на всё хватает
Раз в год в школе проходит ярмарка, где средства собирают в помощь больному ребенку, подопечному благотворительного фонда. Дети мастерят поделки и приносят их, а желающие приобретают. «Я вот сам купил такую хорошую шкатулку», - показывает Евгений Марченко поделку из шкафа в кабинете.
Интересно, что занятия в образовательном центре начинаются в 8:15. И это — еще одна фишка школы. «Детей привозят или они сами приходят за две минуты до восьми, - говорит директор. - А надо же еще с друзьями пообщаться. Переодеться, до класса дойти. Первые 15 минут урока — это не занятия. Мы решили их сделать официально не учебными».
Телефоны, кстати, на многих предметах не просто разрешены — необходимы: дети заходят через QR-коды на необходимые темы в электронных книгах.
Камеры видеонаблюдения, огромные телевизоры, шикарное оснащение классов и лабораторий, очки виртуальной реальности, собственные сувениры с символикой школы, наверное, требуют огромных вложений родителей в фонд школы? Кажется невероятным, но такого фонда нет. Родители ничего не платят за обучение. Есть, конечно, фонды классов, говорит директор. Но это — личная инициатива самих детей и их пап и мам. Хотят куда-то поехать всем классом? Вносят предложение, считают, собирают средства. Решили купить в свой кабинет вместо отличного дивана шикарный? Пожалуйста, если все согласны. На оснащение школы в целом деньги не собирают: по словам директора, при грамотном распределении тех средств, что выделяет город и область, финансов на всё хватает.