Кондитеру – пирожное, обувщику – сапожное, говорит Александр Викторович. В нашем вузе обучаются врачи разных специализаций. Исходя из этого, мы и строим практические занятия.
Практика показывает, не более десяти процентов из числа выпускников лечебного факультета становятся хирургами, остальные работают терапевтами, кардиологами, другими специалистами. Зачем учить терапевта, например, проводить сосудистые операции? Но вот первую врачебную помощь оказать он обязан. Из этих соображений мы и планируем отработку навыков».
Трупы негде брать
В медицинской академии Челябинска пошли по пути западных коллег. В Соединенных Штатах Америки, по словам действительного члена академии российских энциклопедий Александра Чукичева, все медицинские манипуляции студенты выполняют на симуляторах, мало отличающихся от человеческого тела.
Опыты на трупах уходят в прошлое: безусловно, они дают необходимые навыки, ценны, но материал дорого хранить и непонятно, где доставать. В стране нет отработанной и понятной системы, где брать тела умерших, которые бы при жизни дали согласие на использование органов в педагогических целях. Это я в свое время, когда учился много лет назад, говорит Чукичев, мог почти в любой день пойти в морг и попросить, чтоб мне дали тело для отработки навыков.
«Мне импонирует, как решен этот вопрос в Татарстане, - комментирует завкафедрой оперативной хирургии, - там тела хранят в контрафактной водке, которую получают бесплатно, по договоренности с соответствующими структурами. Я пытался так же решить эту проблему, ведь формалин токсичен, но ничего не получилось. Кроме того, тело в нем все же деформируется, меняется плотность и цвет тканей, а симуляторы практически вечны».
Все как в больнице
Центр отработки практических навыков для челябинских студентов-медиков открыт в 2011 году. Симуляционные куклы предназначены для отработки разных медицинских манипуляций: как вводить иглу в вену, студент должен тренироваться на «руке»; с какой силой вводить иглу при уколе в мышцу – на нижней части «тела»; как делать непрямой массаж сердца – на лежащем «человеке». Все тренажеры, по словам Александра Чукичева, дают полное представление о теле будущего пациента. Здесь все настоящее, точно такое, как в больницах: баночки со спиртом для обработки рук, стерильные перчатки, защитные фартуки, одноразовые шприцы в упаковках. Иногда опыты проводят и на живых - кроликах.
Чукичев берет в руки куклу-ребенка. Этот образец тренирует умение нажимать на грудную клетку, если малыш подавился. Нажал слабо – из симулятора не выпрыгивает условная горошина, надавил сильней – она вылетает, как пробка.
«Симуляторы разнятся по стоимости, - продолжает профессор, - зарубежные экземпляры дороги, российские дешевле. Некоторые из них мы делаем сами: необязательно, чтобы тренажер был дорогим, главное – чтобы он давал представление, как нужно работать. Когда студент, к примеру, вводит манекену лекарство в вену, у него работает мышечная память, навыки остаются».
«Красногвардеец» как мерило знаний и умений
Гордость академии – учебная операционная. Чукичев утверждает: в ней и сейчас можно провести хирургическую операцию, все ее оборудование находится в рабочем состоянии, просто оно старое, сейчас в медицине используются уже более современные модели.
Микроскоп–«Красногвардеец» - местная легенда. О нем говорят: научишься работать на таком, никакое оборудование больше не страшно.
Студентка третьего курса Татьяна проводит малоинвазивную эндоскопическую операцию. Конечно, на тренажере. Им служит прозрачный ящик с небольшими сквозными отверстиями, в которые вставлены специальные датчики. На экран монитора выведено изображение: датчики должны завязать хирургическим узлом нити шнурка. Девушка старается, пока «хирургическое вмешательство» дается с трудом: нити постоянно расползаются в разные стороны.
«Нет особой разницы, куда вставлены датчики, - комментирует доктор медицинских наук. – В малоинвазивном хирургическом вмешательстве изображение так же выводится на экран, врач ориентируется по тому, что видит».
В коридорах академии развешаны плакаты, показывающие, как правильно вязать хириргические узлы. А внизу их прикреплены отрезки веревки, чтобы каждый студент мог подойти в любое время и, глядя на образец, отработать навыки их завязывания. И это тоже симуляторы, говорит Чукичев.
На базе клинической больницы Металлургического района Челябинска открыт второй, современный симуляционный центр медакадемии. Его тренажеры направлены на отработку навыков родовспоможения и выхаживания детей, рожденных массой тела от 500 грамм.