Творец чуда. Как художник создал шедевр на железнодорожной станции

Станция стала известной на всей протяженности Транссибирской магистрали. © / ГУ «Объединенный государственный архив Челябинской области»

На вокзале Петропавловска, принадлежащем Южно-Уральской железной дороге, производил фурор перрон со своими уникальными растительными украшениями.

   
   

Станция стала известной на всей протяженности Транссибирской магистрали благодаря этому зеленому чуду, которое было создано художником-садоводом-декоратором Василием Герасимовичем Осиповым. Об уникальном человеке и рукотворном шедевре корреспонденту chel.aif.ru рассказал начальник выставочного сектора отдела публикаций и научного использования документов Объединённого государственного архива Челябинской области Егор Казаков.

Путь на станцию

Семья Василия Осипова в поисках лучшей жизни переехала из Оренбуржья в Северный Казахстан в конце XIX века. Почти сорокалетним Василий Осипов попал на железную дорогу и начал творить красоту. ...Сначала Осиповы жили в деревне, где Василий учился в сельской школе только три короткие зимы, как он написал в своей автобиографии. После неурожая в 1900 и 1901 годах семья решила переехать в Петропавловск. Василий работал слесарем по кровельному железу, изготавливая тазы и ведра, которые затем продавали в магазине. Потом пошел учиться живописи, мечтая стать художником. В 1917 году дом Осиповых сгорел в ходе революционных событий, и Василий с семьей вынужден был снова переехать в деревню. Он изучал агрономию и участвовал в районных сельхозвыставках.

Василий Осипов. Фото: ГУ «Объединенный государственный архив Челябинской области»

Самый красивый из всех вокзалов

В 1938 году Василий Осипов, уже живущий в Петропавловске со своей семьей, получает предложение от начальника вокзала Пархоменко стать садоводом-художником. Это событие становится поворотным в его творческой жизни. Осипов приступает к работе, преображая территорию вокзала с одной-единственной целью: сделать его самым красивым среди всех вокзалов. Он не только занимается декорированием интерьеров, но и создает уникальный ландшафтный дизайн.

Начал он с рисунка вокзала, утопающего в зелени. Реальность ничуть не совпадала с его вымыслом. На самом деле рядом с вокзалом не было ни куста, ни дерева, а воздух был пропитан пылью. Однако Василию Герасимовичу хватило фантазии и настойчивости, чтобы изменить облик станции Петропавловск. Он использовал идею обработки формы деревьев, подобрав растения, соответствующие климатическим условиям Северного Казахстана, и разработав методы их формирования.

В 1945 году была установлена электрифицированная вращающаяся клумба-ваза высотой около 5 метров на перроне вокзала. Для создания имитации пород деревьев, не характерных для данного региона, таких как кипарис или пальма, использовались металлические опоры, кольца и обручи. Желтая акация с широким, но невысоким кустом была преобразована в форму вазы Побеги тщательно подрезались. Так формировались очертания крон: шары, параллелепипеды, пирамиды, арки.

На перроне у вокзала. Фото: ГУ «Объединенный государственный архив Челябинской области»

Клумба-ваза — новогодняя ель

Зимой вращающаяся клумба-ваза преобразовывалась в украшенную новогоднюю елку с необычной подсветкой. Путешественники, проезжая Петропавловск, любовались его впечатляющей зеленой архитектурой днем и ночью. Различные ботанические сады в Москве и Омске (когда-то Петропавловск был частью Омской железной дороги) неоднократно предлагали Василию Герасимовичу Осипову работу, однако он остался верен своему родному городу.

   
   

В своих воспоминаниях племянница Осипова описывала своего дядю, который получил Золотую медаль на Всесоюзной сельскохозяйственной выставке: в кирзовых сапогах, в потертом черном кительчике, он ходил между деревьями и кустами, держа в руках тяжелые садовые ножницы. Его поведение было странноватым - он отстригал веточки, отходил, опускал ножницы, заходил с другой стороны и задумывался.

Фото: ГУ «Объединенный государственный архив Челябинской области»

Это зеленое фигурное чудо, созданное мастером Василием Осиповым, действительно сделало вокзал лучшим в Советском Союзе.

Осипов продолжал заниматься озеленением скверов и парков Петропавловска, консультировал профильных специалистов вокзалов Москвы, Омска, Ишима, Алма-Аты, Челябинска и после выхода на заслуженный отдых, до самой кончины в 1972 году. До сих пор на станции Петропавловск сохранилось старинное здание вокзала, там сейчас багажное отделение. А от зеленого великолепия, увы, не осталось ничего.