Съемщик розовых очков. Павел Головин делает кино о Южном Урале

В жизни челябинского кинорежиссера Павла Головина все время что-то происходит. Только что его фильм “Безымянный” был показан на кинофестивале в Роттердаме и вошел в шорт-лист премии в области искусства “На благо мира”. Сейчас Головин снимает полнометражный документальный фильм о челябинских чемпионах мира.  Параллельно ведет съемки веб-сериала “Регион. Скрытое”. Мы пообщались после съемочного дня. Павел оказался парадоксально мыслящим и невероятно разносторонним собеседником.

   
   

“Оскар” в Челябинске? Это невозможно

 - Судя по вашей фильмографии, Павел, кино в Челябинске есть. Но оно, похоже, исчерпывается вами.

- Нет, конечно. У нас снимает очень много людей. Просто об этом мало кто знает. И делается это зачастую непрофессионально. Дело ведь даже не в технике: можно взять в аренду прекрасную кинокамеру, найти хороших специалистов. Главное упущение большинства южноуральских режиссеров в том, что у них нет стратегии продвижения своей работы. Они снимают кино, показывают его ста своим друзьям, и на этом все заканчивается. Я же стараюсь, чтобы мои фильмы увидело как можно большее количество людей. Кинофестивали - лишь часть стратегии продвижения. Важно, чтобы тебя как режиссера узнавала непосредственно аудитория.

- В этом плане лучший помощник - региональное телевидение.

- Может, это и хороший способ, но, как показывает практика, региональное телевидение не заинтересовано в коротких метрах, которые снимаются не в Москве и не в Питере. Такое  впечатление у меня сложилось после общения с представителями некоторых телеканалов. Им нужны фильмы  московского уровня с московскими актерами. Столичные фильмы сняты на огромные  бюджеты, как мне показалось, директора телеканалов хотят видеть в региональном кино то же самое. Но невозможно в Челябинске снимать на уровне Оскара. 

- А самого кинозрителя ленты, снятые не на уровне Оскара, разве заинтересуют?

 - Конечно. Для зрителя само по себе то, что в таком городе, как Челябинск, сняли кино - уже событие. Согласен, с первого раза кино может и не понравиться. Но со временем интерес у людей просыпается, и они начинают его смотреть. Формируется аудитория.

   
   

Кино за свой счет

- На своем канале в Яндекс Дзене вы подробно рассказываете, как продвигать фильм. Зачем плодите себе же конкурентов? 

- Я не считаю это профессиональными секретами. У меня нет режиссерского образования, и вообще нет никакого образования, связанного с кино. Побывав на разных курсах, я понял, что там рассказывают вещи, весьма далекие от практики. Теория - это, конечно, хорошо. Но когда человек с забитой теорией головой приходит на съемочную площадку, он не понимает, не то что как снимать, а как вообще организовать процесс. Для него это океан, и он не знает, куда грести. Я же именно практик, изучающий этот процесс изнутри. Даю рекомендации, потому что вижу: многие хотят снимать, но не знают, как это делать. 

- А разве в киношколах или на факультете кинорежиссуры с начинающих кинорежиссеров не сняли розовые очки?

- За факультет кинорежиссуры не буду говорить. Но преподаватели некоторых курсов и школ говорят, что можно снять кино бесплатно! Бери камеру, снимай кино, у тебя получится, мы тебя замотивируем. “Нам в киношколе сказали, что, если нет камеры, можно снять и на телефон!” - мне приходилось такое слышать очень часто. Снять-то можно, только это будет не кино. Я выкладываю в Яндекс Дзен накопленный багаж знаний, а взамен получаю более новый и качественный. 

 - Откуда вы получаете этот багаж?

 - Из общения с нужными людьми, за которое нередко приходится платить. Кроме того, есть действительно качественные продюсерские и режиссерские школы, в одних обучение стоит дорого, в других бесплатно (но не все о них знают).

- В ваших планах - остаться в Челябинске или уехать покорять Москву?

- Извечный вопрос: «Куда уезжать и что там делать?» Пока работаю здесь, снимаю своими силами. Но в какой-то момент такая тактика себя исчерпает. Снимать за свой счет короткие метры  - терпимо, а вот полный метр снять - маловероятно. В Москве больше шансов, там вся кинотусовка. А у нас в Челябинске единственный способ получить деньги на съемки - это раз в год пойти на питчинг, устроенный ЧГИКом. Либо подать заявку на какой-нибудь грант. На Южном Урале нет такого кластера, как киноиндустрия. Элементарно рассказать о себе негде. Я не жалуюсь, просто констатирую факты. Здесь никому не интересно развитие киноиндустрии как таковой, все, что делают некоторые люди - проводят кинофестивали, но это совсем не то.

Пацан с ЧМЗ

- И, тем не менее, видно, что Челябинск и Челябинская область дают вам пищу для вдохновения. В ваших фильмах очень много местных локаций.

В фильме "Артефакт" роль хранительницы Святого Грааля сыграла дочка Павла Головина Моника Фото: АиФ

 

- Совершенно верно. На “Артефакте” мне были нужны локации, отдаленно напоминающие Средневековье (благо они есть). Для съемок в помещении мы выбрали один из челябинских ресторанов. С владельцем договорились о взаимозачете: я снял для ресторана рекламный ролик. А для пленэрных съемок мы выбрали Каолиновый карьер в Кыштыме. Были и форс-мажоры. С утра стояла солнечная погода, но, пока мы устанавливали оборудование и актеры переодевались, ветер пригнал тучи и полил дождь. Залило аппаратуру, рыцарские доспехи заржавели, съемочный день был потерян. Было отчего приуныть, так как у каждого съемочного дня есть определенный бюджет, иногда превышающий 300 долларов. Зато я вынес два урока: в бюджет фильма нужно закладывать абсолютно все, в том числе непредсказуемость уральской погоды. Стрессоустойчевость в подобных ситуациях - определяющий фактор.

- Средневековые рыцари на фоне Каолинового карьера смотрятся очень органично. Но когда в “Коллоквиуме” видишь лондонского бизнесмена в пентхаусе, из окон которого угадывается наш Торговый центр и речка Миасс…

- Да, мы снимали эту короткометражку в пентхаусе на Братьев Кашириных.  Люди обычно для свиданий это помещение берут, а я за час отснял там кино на свой телефон. Что касается английских бизнесменов… Понимаете, мне, например, имя “Дэвид” нравится больше, чем имя “Сережа”.

- Вы родились в Металлургическом районе. Есть такое понятие “пацаны с ЧМЗ”. Район на вашу личность, ваше мировоззрение как-то повлиял?

 - Определенно. ЧМЗ до сих пор не самый безопасный район,  42-я школа, когда я там учился, топовой не была. Это сейчас, как-то стало веселей и спокойней. А во времена моей юности каждый день сулил проблемы. Кто-то из моего класса сел в тюрьму, кто то умер уже. Несколько раз в уличных драках меня цепляли ножом, один раз сломали руку. В общем, было разное. Возможно, что-то из пережитого я перенесу на экран в сериал “Регион. Скрытое”, над которым сейчас работаю.

- Параллельно с сериалом “Регион. Скрытое” вы снимаете полнометражный документальный фильм “Железный путь”.

Чемпионка мира по бодифитнесу Татьяна Мандолина в фильме "Железный путь" Фото: АиФ

 

- Я действительно очень хотел снять полный метр, но не знал, как к нему подступиться. И тут мой товарищ Антон Медведев, который когда то был моим учеником, предложил: “Паша, а почему бы нам не снять кино про бодибилдинг?” (он очень увлечен этим спортом). Встретились с чемпионом мира по бодибилдингу Александром Щеголевым, поговорили. В итоге пришли к тому, что одного Александра будет мало в кино, нужно снимать много людей. В итоге собралась команда из чемпионов мира в разных дисциплинах: бодибилдинг, гиревой спорт, бодифитнес, силовой экстрим и пауэрлифтинг. Про них и снимаем, они все челябинцы - Александр Щеголев, Татьяна Мандолина, Игорь Поделко, Иван Денисов, Дмитрий Кононец, Светлана Кочкина.

- Они занимаются своим телом, качают мышцы. Но в любом фильме должна быть некая философия. 

 - А она там есть и заключается в том, что нужно заниматься спортом не только когда тебе 18, а когда и 30, и 40, и 50+ лет. Спорт в жизни каждого должен присутствовать от момента осознанности и до последнего дня жизни. Он делает человека лучше в  эмоциональном, физическом, психическом планах. Как говорил Анжело Моссо: “Физические упражнения могут заменить множество лекарств, но ни одно лекарство не заменит физические упражнения”.

Досье

Павел Головин родился в 1986 году в Челябинске. Окончил Уральский социально-экономический инстиутут по специальности «корпоративный менеджер». В Челябинском колледже индустрии питания и технологии получил специальность “Повар-кондитер III разряда". Является Сенсеем прикладного айкидо и имеет титул Фукусидоин. В 2012 году стал победителем чемпионата челябинской области по ножевому бою. Имеет образование демонстратора одежды (модель). В юности увлекался рэпом, стихи пишет до сих пор. С 2016 года снял восемь фильмов, неоднократно отмеченных на российских и зарубежных кинофестивалях. Совмещает в себе компетенции продюсера, сценариста, режиссера, оператора и саунд-продюсера. Лауреат первой национальной премии "Продюсер года 2020" в номинации "Продюсер регионального кино".