«Попса – горит, классика – нарасхват». Сколько стоят звезды в глубинке

Алексей Пелымский считает, что Челябинску нужен симфонический оркестр. © / Сергей Подолий / АиФ

Челябинская государственная филармония открыла 82-й сезон. Гость редакции «АиФ-Челябинск» - генеральный директор музыкальной организации Алексей Пелымский рассказал о том, какие оригинальные проекты ждут зрителя, почему звёзды мировой величины могут выступать в Челябинске только по понедельникам, сколько получают заезжие знаменитости и почему родителям есть смысл отдавать детей в музыкальные школы.

   
   

«Родина» для первых леди

Сергей Подолий, chel.aif.ru: Недавно филармония открыла новый сезон. Естественно, перед каждым концертным годом любители настоящего исполнительского искусства ждут чего-то нового. Чем удивите, Алексей Николаевич?

Алексей Пелымский: Начну с очень важного и красивого события, которое пройдёт у нас с 26 по 29 сентября – это международный фестиваль «Джаз на большом органе».  Это глобальное событие не только в рамках Челябинской области, но и всей страны и даже мира. Так как ничего подобного в других странах не существует. Приедут лучшие органисты со всего мира, а так как это очень крупное и неординарное событие, то на него собираются зрители из других городов. Вот, в частности, мне только что звонили из Ижевской филармонии – хотят приехать.

И это не удивительно – наш орган входит в тройку лучших в России. Кстати, когда приезжала облётная группа по подготовке к саммитам ШОС и БРИКС, она осматривала места проведения культурных мероприятий. И органный зал «Родина» был выбран для мероприятий, связанных с первыми леди президентов стран-участниц форумов. Это очень большая честь для нас!

Кроме органа, у нас в этом году очень насыщенная симфоническая программа. В первую очередь она связана с оркестром Адика Абдурахманова «Классика». Очень интересен музыкально-литературный цикл «Нобелевские лауреаты». Как известно, в России пять Нобелевских лауреатов по литературе: Шолохов, Бунин, Пастернак, Бродский и Солженицын. И на каждого мы сделали программу, сочетающую отрывки из их произведений и музыку. Этот уникальный проект воплотил Адик Абдурахманов с поэтом Константином Рубинским.

Следующий большой цикл – «Весь Чайковский». Далее пройдёт Первый международный фестиваль Юрия Башмета. Маэстро, естественно, приедет сам, выступит и как альтист, и как дирижёр. Кроме того, на фестиваль приедет актёр Константин Хабенский, у которого совместная программа с Башметом.

Концерты оркестра "Классика" проходят с неизменным успехом. Фото: Пресс-служба Челябинской государственной филармонии/ пресс-служба Челябинской филармонии

Вообще, отмечу, что в Челябинской филармонии собираются все «сливки», проходят самые топовые мероприятия. Программа этого сезона настолько насыщена как в плане художественного наполнения, так и исполнительским составам, что не уступает лучшим мировым филармониям. У нас зрители видят то же, что и в Концертном зале имени Чайковского в Москве или в миланском «Ла Скала». К примеру, выступления в рамках юбилейного тура Большого московского симфонического оркестра Павла Когана или хоровая капелла имени Юрлова, которая славится на весь мир. Мы стараемся охватить все музыкальные направления и представить зрителю лучших представителей.

   
   

Мимо Челябинска из-за оркестра

- Алексей Николаевич, вы сравнили уровень Челябинской филармонии с  «Ла Скала», но, тем, не менее, где Анна Нетребко? Анжела Георгиу? Рене Флеминг? Йонас Кауфманн? Мы их почему-то не видим в Челябинске…

- Вы затронули очень важную и больную тему челябинской музыки – у нас нет симфонического оркестра. Это не только определённый статус, это совершенно иной качественный уровень города, как культурной столицы. Челябинск, пожалуй, остался единственным городом-миллиоником, в котором нет симфонического оркестра. Это эталон культурной жизни любого цивилизованного города. В Европе небольшие городки в 100 тысяч жителей имеют по три-четыре полноформатных оркестра, которые активно гастролируют. А у нас нет ни одного!

Оркестр «Классика» не соответствует формату симфонического оркестра по составу музыкантов. На то он и камерный. Поэтому для некоторых выступлений мы создаём сводный оркестр, добирая исполнителей из оркестра театра оперы и балета. Но парадокс в том, что они заняты всю неделю, кроме понедельника, когда в театре выходной. К чему это в итоге приводит? Взять, к примеру, ту же Нетребко или Хиблу Герзмава.  Их программы  рассчитаны именно под симфонический оркестр. Они составляют  гастрольный график, могут, к примеру, в среду.  А мы их можем принять только в понедельник! Не можем мы в среду, у нас симфонический оркестр есть только по понедельникам! А они в понедельник не могут, график не совпадает. В результате проезжают «мимо» Челябинска.

Нам даже традиционный фестиваль Дениса Мацуева приходится подстраивать не под него, когда он может, а конкретно под понедельник, когда можем собрать оркестр. Либо приходится приглашать симфонический оркестр из Екатеринбурга.

Из-за этого вся культурная жизнь Челябинской области сжата – она привязана к конкретным датам, а точнее – к понедельникам.  И даже не к каждому, а только двум в месяц, так как программу же надо ещё разучить, поэтому один уходит на репетицию.

К счастью, процесс формирования оркестра потихоньку идёт. Но это решение – в компетенции властей области. Понимание есть у губернатора, у министра культуры. Уже подготовлена вся подготовительная работа. Челябинску в этом смысле повезло – везде в регионах есть проблемы с главными дирижёрами. Людьми, которые возьмут на себя всю работу и всю ответственность. А у нас, слава Богу, есть Адик Абдурахманов. Он полон сил, достаточно молод, чтобы плодотворно работать на протяжении не одного десятка лет. Но, уверен на 250 процентов – если сейчас момент формирования оркестра упустить, он растянется ещё лет на пятьдесят.

- Каково жить классическим и народным коллективам при тотальном засилье попсы? Наверно, сложно?

- Да что вы! Последние года четыре отмечен небывалый всплеск на классическую и народную музыку. Раньше такого не было. Точно знаю, что многие «попсовые» артисты сильно снизили ценники, так как спрос на них упал. Шоу-бизнес сдыхает, кроме отдельных личностей.  Концерты «горят». А на хорошую музыку, будь то классика или джаз спрос, напротив, вырос. Даже попса таскает с собой симфонические оркестры, а не под две балалайки выступает.

Вообще, в последнее время непопсовая музыка набирает обороты. Взять коллективы нашей филармонии. К примеру, ансамбль танца «Урал» - их везде зовут. Вот месяц назад продюсер приезжал, в Китай звал на три месяца с безумными гонорарами. Но мы их не отпустили, так как не можем отпускать на такой длительный срок.  «Уральский диксиленд» не вылезает из фестивалей, только что приехали с трёх – опять в Израиль едут.  То есть наши коллективы – мощные и  котируются очень хорошо.

Герзмава – за 150 тысяч, наши – подешевле

- Вопрос в лоб: а сколько сейчас зарабатывают артисты-классики и «народники»? Можно ли этим прожить?

- Ну, это смотря кого брать. По поручению Путина мы обязаны довести среднюю зарплату исполнителей до 35 тысяч. Но, естественно, все получают по-разному. В зависимости от уровня – от 18 до 50 тысяч. Это неплохо. В Москве получают по 60-70 тысяч. В Кургане – 18-20. Но есть дефицитные специальности, которых у нас нет. Сейчас ищем музыкантов на гобой, фагот и валторну. На 45 тысяч никто не идёт. Увеличили планку до 60. Ждём!

Ну а звёзды уровня Герзмавы берут за концерт порядка 150 тысяч евро. Так их ещё и поди заполучи! А исполнители высокого уровня, но не звёзды – тоже 150 тысяч, но рублей. Это, конечно, средняя планка. Всё зависит от артиста. Сегодня его заказываешь по одной цене, а завтра он стал известным, заказы пошли – вырос и гонорар.

Так что нашим молодым музыкантам и танцорам есть к чему стремиться!