Плакаты в миниатюре. Где можно увидеть уникальные спичечные этикетки?

На выставке, которая открылась на железнодорожном вокзале, можно увидеть уникальные спичечные этикетки 50-70-х годов XX века. © / ОАО "РЖД"

Необычная выставка под названием «Безопасные спички» открылась 25 декабря на Челябинском железнодорожном вокзале. Здесь можно увидеть 83 увеличенных копий спичечных коробков, которые выпускали в 50-70-е годы прошлого века в Советском Союзе и за рубежом.

   
   

Казалось бы, какая связь может быть между железной дорогой и спичками? Оказалось, у них немало общего.

Открыли выставку под три удара колокола – в старину при пожаре звонили в колокол, и тот же сигнал звучал при отправлении поезда.

«РЖД - компания молодая, но у нас всегда было два принципа – надёжность и безопасность, - пояснил начальник Южно-Уральской железной дороги Анатолий Храмцов. – И спички, и железная дорога – это опасно, если не знать, как этим пользоваться. Всё, что опасно, должно быть управляемо. И российские железные дороги находятся в надёжных руках. Берегите себя!».

Темой выставки стала безопасность на железной дороге. В доступной и яркой форме на спичечных этикетках людям объясняли, как опасно переходить пути в неположенных местах и перед близко идущим поездом, как важно автомобилю вовремя остановиться перед переездом и почему нельзя соскакивать с поезда во время движения. Образы и ситуации сопровождаются предостерегающими надписями: «Не висни на подножках», «Пользуйтесь переходными мостами!», «У неохраняемого переезда остановись! Убедись – не идёт ли поезд», «На ходу поезда открывать боковые двери тамбура вагона запрещается!».

Одна из спичечных этикеток с выставки. Фото: ОАО "РЖД"

Почему же для такой агитации выбирали спичечные этикетки? Дело в том, что в СССР насчитывалось 23 фабрики – в год они выпускали 13 миллиардов коробков. По своей массовости эта продукция практически не имела равных. Выпуск спичечных этикеток быстро породил коллекционирование этой продукции, которое стало известно, как «филумения» - от сочетания греческого слова «филос» (любить) и латинского «лумен» (свет, огонь).

« Это ещё и образцы промышленной графики, своего рода плакаты в миниатюре – искусство, которое уже ушло в прошлое, - рассказывает заместитель начальника корпоративных коммуникаций ЮУЖД Екатерина Сергеева. – В советское время изображения на спичечных этикетах были мощнейшим средством агитации, так как они были в каждой семье, в любом городе и деревне. Такая выставка будет интересна всем. Этикетки для того, чтобы их потом воспроизвели в увеличенном виде, нам предоставили коллекционеры. Выставка будет работать до весны следующего года».

   
   

В день открытия выставку посетили не только пассажиры, но и челябинские школьники. Для них организовали не только экскурсию, но и квест, посвящённый безопасности на железной дороге. Интересно, что школьники обратили внимание на то, что некоторые правила безопасности на железной дороги на спичечных этикетах не представлены. Это связано с тем, что современные технологии существенно изменили нашу жизнь.

Такие этикетки называли плакатами в миниатюре. Фото: ОАО "РЖД"

«Нам, например, говорили, что при переходе железнодорожных путей не надо пользоваться мобильным телефоном – это может помешать вовремя заметить состав, - говорит учащийся Алексей Павлов. – Понятно, что в прежние времена таких правил не существовало».

Надо сказать, что железнодорожники в настоящее время ведут агитацию правил безопасности, используя современные носители информации – проводят интерактивные уроки, профилактические акции или даже квесты, как при открытии выставки.

Смотрите также: