Андрей Загидуллин - о советском кино и рекламе местных кур

   
   

Гость редакции «АиФ – Челябинск» - кинорежиссер Андрей Загидуллин.

-При слове «кинорежиссер» сразу представляются многокилометровые киноленты, большие кинокамеры, компьютерные спецэффекты и коронное: «Стоп! Снято». А как обстоит дело на самом деле?

- В действительности все намного проще. Зачем покупать большую кинокамеру? Последнюю короткометражку мы снимали на 2 зеркальных фотоаппарата Canon Mark II. Простой зритель их картинку никогда не отличит от картинки пленочной кинокамеры. Что касается спецэффектов - если надо, их можно сделать на любом компьютере. Все что я пока делаю - весьма низкобюджетное производство.

- Твой дебютный фильм «Наблюдатель» оценили и простые челябинцы, и жюри «Кинотавра». В один из дней ты проснулся знаменитым?

- Конечно, нет. Я не считаю себя знаменитым и не стремлюсь к этому. Я хочу, чтоб люди фильмы оценивали, а не ту личность, которая за ними стоит. Хотя, действительно, после триллера о лабиринтах ЮУрГУ ко мне стали обращаться за советом те, кто тоже хочет что-то сделать в мире кинематографии. Не так давно встречался со студентами ЧГАКИ. Они подарили мне именной календарь, взяли автографов – будто я режиссер именитый, что, безусловно, пока далеко не так. Но фильм действительно много людей посмотрело. Я помню, как-то заявил в кафе друзьям, что фильм посмотрел каждый третий житель города, в возрасте от 16 до 26 лет. Они решили меня проверить и спросили у трех сидящих сзади девушек, смотрели ли они такое кино. Из трех смотрела только одна. Было приятно (улыбается).

- О чем же на самом деле этот триллер?

   
   

- Это история о том, что бывает с человеком, когда он замкнут внутри системы. Я сам учился в ЮУрГУ на факультете связей с общественностью, потом работал журналистом и понимал, что все это не мое. Я жил, как белка в колесе, как тот студент из «Наблюдателя», который пытался выбраться, но не мог, и его в итоге это убило. А я смог. Потому что снял об этом кино.

- Мне кажется, ты немного лукавишь. Ведь в ЮУргУ ты приобрел необходимый опыт и встретил свою вторую половинку?!

- Да, моя жена тоже училась в ЮУрГУ. Но по профессии также не работает. Еще у нас есть дочь. Ей почти три года.

- Как удается прокормить семью, будучи вольным кинорежиссером?

- Нормально, справляюсь. Чаще всего предлагают снять музыкальные клипы, рекламу.

- А сколько стоят твои услуги?

- Самый дешевый клип от - 30 000 р. Мы же понимаем, что большинство ребят делают музыку на чистом энтузиазме, и поэтому не хотим «заряжать» им ценник.

- О скандальном рекламном ролике «Аргаяши» с лисами, что скажешь, как режиссер?

- Это реклама высокого, не челябинского уровня. Когда увидел впервые этот ролик по телевизору, то очень порадовался, что в Челябинске появились люди, которые мыслят нестандартно и готовы вложиться во что-то действительно необычное и неместное. Уж не знаю, хорошо ли работает ролик как реклама, но как художественное произведение точно работает. Людям его смотреть страшно, реакция как на фильмы Линча. Ну когда еще в отношении нашей рекламы такое было?!

- А над авторскими проектами успеваешь работать?

- Сейчас закончили съемки третьего короткометражного фильма «Понимание». Эта работа кардинально отличается от первых двух - «Наблюдатель» и «Красная коробка». На первом месте персонаж, а не история. Главная героиня – девочка, которая переживает развод родителей. Ее мир в этом фильме медленно рушится на куски.

- Откуда такая трагедия?

- Тема из личного опыта. Мои родители когда-то тоже развелись. Но я не могу сказать, что я сильно переживал. О разводе как о драме задумался, когда появилась собственная дочь. Теперь любой конфликт, скандал - все гораздо серьезнее воспринимаешь. Потому что видишь, как остро на все это реагирует родная дочь.

- А кто сыграл роли в кино?

- Девочку сыграла Лиза Агуреева. Ей 11 лет. С ней мы познакомились во дворце пионеров и школьников. Там она тоже занималась актерским мастерством. Она участвовала в съемках одного из моих музыкальных клипов. Огромный потенциал у ребенка - на таких нервах сыграла, а роль сложнейшая, любая актриса взрослая позавидует. Кроме нее в проекте участвовали заслуженная артистка РФ Татьяна Каменева. На экране она учительница. Оксана Мельниченко из ТЮЗа - мать героини. В роли отца героини мой родной отец, профессиональный актер Ринат Загидуллин.

- Твой папа активно участвует в твоем творчестве. Он уже был на экране в «Красной коробке». Каково писать сценарий для собственного отца?

- Папа не только активный участник моего творчества, но и непосредственный его зачинщик. Когда мне было 8 лет, мой отец принес домой камеру S-VHS. Я до сих пор не знаю, где он ее взял. Он предложил мне снять фильм про вора. Грабитель проникает в нашу квартиру, когда нас нет, но вдруг пугается кошки и убегает. Такое детское баловство, для семьи. В роли грабителя был я. Помню, как отец режиссировал: «Ты заходишь в квартиру и сразу включаешь свет. И сразу видно, что ты здесь живешь. Откуда ты знаешь, где выключатель?». Потом я посмотрел фильм в видеокамере, и с тех пор стал «конченым» человеком. Больше мне уже не было так интересно бегать во дворе с друзьями. Я стал заниматься съемкой. Звал друзей играть в кино. Весь класс поучаствовал в моих любительских фильмах. Родители всегда были главными зрителями. К советам отца до сих пор прислушиваюсь.

- А тебе самому доводилось быть в кадре?

- Вставить в фильм свой хичкоковский момент, ну, на мой взгляд, это такое показное тщеславие со стороны режиссера. Я к этому не стремлюсь. Но в кадре бывать приходилось. В эпизоде я сыграл гопника в «Красной коробке», и то, только потому, что актер прийти не смог.

- Не обидно слышать, что ты самоучка?

- Я к этому отношусь вполне спокойно. Я два раза пытался поступить в столичные вузы. Сначала на режиссерский факультет во ВГИК, потом на высшие курсы сценаристов и режиссеров. Но не прошел по конкурсу. И оставил эту затею. Платить 600 000 рублей за годы образования мне, честно говоря, уже жалко. Я на эти деньги лучше фильм сниму. Самообразованием я занимаюсь постоянно. У меня около 1000 книг о кино, режиссуре, актерах.

- Что для тебя хороший фильм?

- «Космическая одиссея 2001» Стенли Кубрика - медленное медитативное, кино о человеке и космосе. Из хороших русских - «Возвращение» Андрея Звягинцева. Думаю, в фильме выдержан отличный баланс между зрительским кино и авторским высказыванием. Это лучшее, что было снято у нас за последние 10 лет. Из доброго советского кино нравятся «Джентльмены удачи». Еще «Осенний марафон». Но советского кино больше нет. Советский кинематограф был самобытен и не похож ни на одно кино в мире. Это свое представление о кино. Свое восприятие жизни и доброты.

Мы так снимать не сможем. Время ушло, и ментальность изменилась.

- Каких актеров ты хотел бы видеть на своей съемочной площадке?

- Сергея Гармаша, Алену Бабенко, Петра Федорова.

- Какое классическое произведение хотел бы экранизировать?

- «Повелитель мух» Уильяма Голдинга, если его можно отнести к классике.

- Литературный труд ты оставил?

- Да, это немного не мое. Писал я потому, что не мог воплотить мысли на экране.

- А мечта у тебя есть?

- У меня нет мечты, у меня есть цель. Делать большое кино.

- Закончилось празднование 23 февраля. Не могу не спросить про подвиги и патриотизм. Ты способен на подвиг?

- Снимать кино в Челябинске - это уже маленький подвиг. Ведь у нас кинорежиссура как таковая только начинает зарождаться. А тот факт, что я снимаю кино в родном городе - это, наверное, и есть патриотизм. Ведь благодаря этому люди узнали, что Челябинск - это не только трактора, макароны и копченые стены заводов.

Смотрите также: