В мастерской, оборудованной в гаражном ангаре, пахнет металлом. Наверное, только этим кисловато-жжёным запахом настоящая кузница напоминает книжный образ. В остальном это светлое и довольно «проходимое» пространство, если не считать груды металлических обрезков в углу.
В стиле Пушкина
В кузнице Оля работает под неусыпным оком и с подсказками мастера Валерия Васильева, однажды «заразившего» её металлическим делом. Девушка сочиняет эскизы будущих изделий, изготавливает мелкие детали, к примеру, листочки к дереву.
На кузнечный фестиваль челябинские мастера привозили столик с такими веточками. Изделие с кованым основанием - в виде обвитого цепью дуба из пушкинских сказок - и стеклянной столешницей, расписанной в витражной технике. Под Саткой кузнецы выставляли также мангал, будто сложенный из бамбуковых стеблей, изящную подставку под уличный фонарь, обвитую «вьюнком», ну и, конечно, мелкую пластику. Вроде каминных наборов и подсвечников.
Если металлические «художества» - дело больше Ольгино, то Валерий, кроме того, что мастерит на заказ кованую мебель, ещё и экспериментирует со сплавами. Пробует, к примеру, приготовить дамасскую сталь, которая не плавится, а сваривается кузнечной сваркой.
- Редкий кузнец владеет теперь этим мастерством, - поясняет Валерий. - Два куска нагревают в горне до определённой температуры, до какой - знает только кузнец. Нагретые элементы отбивают особым ударом молота, так что они свариваются в единое целое, без шва на срезе.
Ровно - аж глаз устаёт
Эта техника в кузнечном деле древняя. Валерий и Ольга восстанавливают и другие, почти забытые в современности, приёмы коваля, к примеру, ручную ковку. Именно в эти изделия мастер вкладывает душу, работая в состоянии некоего транса, - только так можно почувствовать пластику металла.
Выходит, не зря в древности кузнецы считались колдунами!Ручную работу от машинной может отличить даже непрофессионал: в такой - все детали одинаковы, а узоры симметричны так, что глаз от них устаёт. - Посмотрите, на нашем столе-дереве все листочки разные, и это верный признак ручной работы, - подсказывает Валерий. - Форма, которую кузнец придаёт металлу с помощью удара молотком, зависит даже от темпа его дыхания.
Поднять ручник хрупкой Ольге Бахаревой не по силам, а вот кузнечный молот девушка уже начала осваивать. В специальном фартуке и защитных очках она учится приёмам работы с агрегатом. В этом мастерстве тоже много нюансов, к примеру, металлический элемент при ковке нужно держать особым образом, чтобы удары не давали отдачи в руки. Челябинские ковали «варят» только функциональные изделия, которые можно использовать в быту.
Мангал с выдумкой
Оля и Валерий следуют ещё одному правилу - мангалы, подсвечники, кресла, кровати и прочие вещи делать нужно с пользой, но и с выдумкой.
- Металл вовсе не грубый, а пластичный материал, из него можно изготавливать даже цветы и завитки, переплетающиеся в сложных узорах, - убеждает нас Ольга. - Кованые предметы в интерьере придают дому уют и живость. А то, что от металла, даже крашеного, веет холодом - не более чем стереотип.
Как рассказывают челябинские ковали, гости саткинского фестиваля, впервые собравшего кузнецов со всего Урала, искренне интересовались ковкой, некоторые забавы ради даже попробовали себя в этом мастерстве.
- Неплохо было бы сделать кузнечный фестиваль доброй традицией, - рассуждает Валерий. - Только проводить его нужно не где-нибудь в области, а прямо в Челябинске, лучше на центральной площади города или в парке. Во-первых, кованые изделия мастерам трудно вывозить за пределы города. Да и зрителей в областном центре наберётся больше, чем в глубинке.
Смотрите все новости и события культурной жизни Челябинска