«Путь к дебилизации». Никита Михалков – о зрителях, ЕГЭ и культуре Запада

По мнению Михалкова, уроки истории должны начинаться не в пятом классе, а в пятилетнем возрасте. © / Фото Юлии Боровиковой / АиФ

В Челябинске и Магнитогорске представили театральную версию кинофильма «12». «Большие гастроли» спектакля в регионе проходят при поддержке РОСКОНЦЕРТа, Министерства культуры РФ и Правительства Челябинской области. Вместе с труппой в регион приехал российский кинорежиссёр Никита Михалков. За три дня он успел встретиться со студентами ЮУрГУ, побывать в челябинской митрополии и дать несколько интервью, в том числе корреспонденту chel.aif.ru.

   
   

«Не зря я вас “мариновал”»

Наталья Зверева, chel.aif.ru: Никита Сергеевич, какое у вас сложилось впечатление о провинциальном зрителе?

Н.С. Михалков: Серьезный зритель. На мякине его не проведешь. Хотя, знаю, к вам приезжает много антреприз, поэтому люди вряд ли привыкли к серьёзному разговору. Главный критерий реакции - тишина. Бывает тишина пустого зала, а бывает тишина полного зала. Вроде одна и та же тишина, а наполнение ее совершенно разное. Люди не разрушали ощущение аплодисментами даже в таких местах, где обычно аплодируют. Это важный хороший знак: они не хотели разрушить атмосферу, в которую попали. А попадают в неё, как правило, уже после первого монолога Бурляева. И дальше идёт по нарастающей.

Что касается, провинции, то у меня нет абсолютно никакой столичной фанаберии. Скажу больше: страна начинается с провинции, а не с центра. Тут всё намного серьезней, чище, внимательней, причем это не комплимент и не реверанс в сторону провинции, а моё давнее убеждение. Мы проехали уже два десятка городов, и отовсюду я уезжал с ощущением, что мы были нужны как повод к размышлениям. А он есть и для того, кто сидит в директорской ложе, и для того, кто находится на галерке. Каждый сделает свои выводы, каждый будет сопереживать тому или другому персонажу.

- Весь первый акт вы сидите спиной к зрителю. Почему?

- Для того, чтобы второй акт сидеть лицом.

- Чтобы не устало лицо?

   
   

- Нет, чтобы не устал зритель (смеёмся – Прим.ред.) Ведь вам в первом акте хотелось заглянуть мне в лицо? Если да, значит, я не зря вас «мариновал»!

Не пользоваться фамилией

- У чеченского юноши Умара, вину которого обсуждают 12 присяжных, по сюжету три отца. А что значит отец для вас? Каким надо быть отцом?

- Отец всегда приходил именно тогда, когда он был нужен. Я стараюсь придерживаться той же линии поведения со своими детьми. Крайне важна принципиальность в отношениях. Мы воспитаны так, чтобы и мысли никогда не возникло пользоваться своей фамилией для чего бы то ни было, кроме того, что ты сам уже сделал. У нас никогда не было сентиментальности по отношению друг к другу. Мало того, каждый из нас достаточно иронично относился к тому, что делает другой.

Я, например, открыл для себя детскую поэзию отца, когда ему было 85 лет и меня попросили прочитать его стихи со сцены Большого театра. Только тогда я понял, что Сергей Михалков – гениальный детский поэт, потому что пишет не от имени взрослого к детям, а от имени детей про детей. А когда-то много раньше мы ехали на дачу с отцом в машине, и я в молодечном задоре отпустил какую-то шутку про его «стишки». Отец сказал: «Эти стихи тебя кормят». После этого остановил машину и я 27 км шел пешком. Какая-нибудь мама поругается с мужем из-за этого. Но без этого невозможно. Без трезвого и объективного отношения к детям вы не заметите, как произойдет что-то, от чего вы придете в ужас.

- На западе отменяют русскую культуру, к чему это может привести?

- Не хочу никого обижать, но это так тупо, так бездарно, так недальновидно. Одна русская литература… Да какая литература, один Пушкин поставил в своём творчестве все вопросы бытия человеческого. Я уж не говорю про Достоевского, про Толстого. Отмените русскую культуру, а что останется?.. Мы всё равно страна этих людей – по Пушкину, по Достоевскому и по Толстому. Последний бомж, который никогда в жизни не слышал про Достоевского, он всё равно человек Достоевского, потому что Достоевский про него знал.

«Страна начинается с провинции, а не с центра». Фото: АиФ/ Фото Юлии Боровиковой

- Есть ли смысл отменять западную культуру в ответ?

- А какую? Сегодняшнюю?.. Тогда и нашу сегодняшнюю массовую культуру можно отменять, потому что она тоже в достаточной степени – прокисший продукт. Отменять сказано громко, конечно, но нужно с детства учить отделять зерна от плевел. Ведь какая культура сегодня стала основополагающей? Инсталляция, перфоманс… Знаете, чем они отличаются? Инсталляция - это нагадить под дверью, позвонить и убежать. А перфоманс - это позвонить и сесть гадить... Так вот когда такой культуре посвящается время, когда за такое платят деньги, перестает уважаться ремесло. А виной всему уровень образования, который мы получили за тридцать лет.

Путь к дебилизации

- Чувствуется, что у вас серьёзные претензии к системе современного образования. Если бы вы решали, что отменить или возродить, что бы это было?

- Я бы категорически смёл всё руководство образования в стране и отменил ЕГЭ. Когда «Уроки о важном» в школах ведёт Крид, а спикером ПМЭФ становится Даня Милохин, это просто вредительство! Ну, вы уж трусы наденьте или крестик снимите, как говорится. Почему именно блогер Милохин становится лицом самого известного банка в стране, а не 20-летний чемпион мира по шахматам Андрей Есипенко? Не школьник из Кемерово Вадим Санников, которые впервые за последние 20 лет принёс России победу в мировом конкурсе исследовательских и инженерных проектов? Не Егор Потапов, завоевавший золотую медаль на Азиатской физической олимпиаде? Ну почему никто из них? После такого родителям трудно объяснить своим детям, для чего учиться. Посадить детей перед монитором компьютера и лишить их школы – прямой путь к дебилизации. А потом мы получаем молодых людей, которые заканчивают вузы и не могут ответить на самые простые вопросы. Простые тексты повергают их в ужас. И ведь это вопрос госбезопасности.

Приведу один только пример. Джобс. Человек, который изобрел компьютер, разрешал своим детям пользоваться гаджетами ровно час в сутки. Они писали ручкой и читали бумажные книги, потому что ему его дети были дороги. Лучшее образование, которое было, - советское. Сегодня дети – завтра народ. Поэтому люди, которые становятся народом, с детства должны понимать, в какой стране они живут. Мама говорила мне: воспитывать надо, пока ребёнок лежит поперёк кровати, когда вдоль – уже поздно. Так что займитесь пятилетними сейчас.

- Что для вас патриотизм?

- Патриотизм - это когда интересы своей отчизны ты ставишь выше всех интересов остального мира. Не «Я на ёлке рос, меня ветер снес», а ощущение себя частью великого целого, понимание, чья кровь в тебе течет, почему ты такой, а не другой. Это интересно, в конце концов. И это основа той мотивации, которая заставит тебя взять автомат, чтобы защищать свою землю.