«СуперБобровы». Режиссер Дьяченко о сверхспособностях, обыденности и семье

Дмитрий Дьяченко в Челябинске. © / Предоставлено кинотеатром «Синема парк»

В кинотеатрах стартовал показ российской комедии «СуперБобровы». Фильм рассказывает о семье, в которой каждый получил суперспособность после падения метеорита. Режиссером картины стал Дмитрий Дьяченко, известный по таким фильмам как «День Радио», «О чем говорят мужчины» и сериалу «Кухня». «АиФ-Челябинск» узнал у признанного мастера комедии, как смех помогает пережить кризис и почему каждый из россиян – супергерой.

   
   

Эльвира Галимова, chel.aif.ru: Дмитрий, на создание фильма Вас вдохновил Челябинский метеорит?

Дмитрий Дьяченко: Именно он. Вообще идея пришла в голову ещё в 2008 году, до падения болида. В это время мы снимали «Кухню» и обговаривали будущий фильм. После падения метеорита в Челябинске мы решили заняться этой идеей вплотную. Сначала нашли подходящих сценаристов – Алексея Казакова (фильмы «Горько-1», «Самый лучший день») и Михаила Местецкого (фильмы «Легенда 17», «Тряпичный союз»), это серьезные и подкованные специалисты своего дела. Поэтому сценарий получился действительно хороший и смешной, мы дополняли его буквально до самой команды «Мотор!» на съемочной площадке. Причем в нашем фильме метеорит получился легче челябинского, он не выбил стекла в сотнях зданий, только пробил пол в доме Бобровых.  

Дмитрий Дьяченко и Павел Деревянко на премьере в Челябинске. Фото: Предоставлено кинотеатром «Синема парк»

– Сценарий строится на разрыве шаблона. Ведь супергероями становятся обычные, ничем не выдающиеся люди.

– В этом и была задумка фильма. Что будет с нами, простыми людьми, если мы обретем  суперспособности? Мы будем ходить в красном трико с синими трусами и спасать кого-нибудь? Или пойдем обогащаться? Этот вопрос должен задать каждый зритель сам себе после просмотра фильма.

 – Вы что бы сделали со своими суперспособностями?

   
   

– Наверное, поступил так же, как и мои герои. Хочется себя идеализировать, конечно. Но как только ко мне в руки попадают возможности – деньги или влиятельные знакомства – то я начинаю использовать это для благосостояния своей семьи. Одумываться приходится только позже.

– Какой суперспособностью Вы хотели бы обладать?

– Во-первых, одной мне мало. Мне бы хотелось читать мысли других людей и бесконечно удивлять людей. Потому что самое приятное в жизни – когда окружающие удивляются и радуются из-за тебя. Ну и никогда не стареть, хотя бы душой.

– Говорят, что чем больше сила, тем больше и ответственность. Ваши герои Бобровы осознают свою ответственность?

– Мне кажется, что не до конца. Бобровы – они как дети, только разных возрастов. Это скорее бессознательный семейный организм, который только в конце фильма понимает, что их привязанность друг к другу – самое важное, что у них есть. Не суперспособности или деньги, а семья. В кино нет какой-то глобальной морализаторской идеи о спасении планеты. В нем есть простая человеческая мысль о том, что изнутри нас поддерживает именно наша семья. С какими бы недостатками она не была.

– Вы на съемочной площадке узнавали в Бобровых свою семью?

– Да, конечно. Персонажи фильма расставлены так, чтобы каждый зритель увидел в Бобровых знакомых ему людей. Бездельник-папаша, например. Он может долго философствовать и жаловаться на положение вещей, но просто забить гвоздь, чтобы ему стало легче – никогда. Или девушка Рита, которая постоянно борется с лишним весом – разве вы не встречали таких?

– Можно сказать, что это фильм о среднестатистической семье?

– Скорее, это выжимка общих качеств из среднестатистической семьи. Они не сильно гиперболизированы, не превращены в сатирический анекдот. Нет, это обычные люди.

Павел Деревянко и Дмитрий Дьяченко пообщались с южноуральцами и раздали автографы. Фото: Предоставлено кинотеатром «Синема парк»

– Ваш сериал «Кухня» стал первым в России, который будут снимать на Западе. Как Вы думаете, «СуперБобровы» могут появиться в другой стране? Или это история именно о русской семье?

– Черты моих героев свойственны представителям  любых стран и национальностей. Везде есть архетипы бездельников-папаш, вечнохудеющих дочурок и горе-бизнесменов. Другое дело, что сама душевность этой истории понятна скорее русским. Главные герои, что бы они ни делали, не люди наживы, а люди семьи. Это свойственно, в первую очередь, россиянам.

– «СуперБобровы» снимали как комедию. Скажите, на съемочной площадке часто смеялись?

– Сложно, снимая комедию, смеяться на площадке. Это всегда тяжелый труд, много дублей и репетиций. Здесь нужно через силу делать радостные и позитивные лица, а не просто смеяться. Конечно, было много смешных моментов. Кстати, съемки комедий с «Квартетом И» чаще всего проходят именно со смехом. Они очень смешливые ребята, и скрывать это не получается.

 – В российской комедии, наверное, впервые так много спецэффектов?

– Да, у меня такое количество трюков было впервые. Это непростой опыт, оказалось все намного сложнее, чем я представлял. Для некоторых спецэффектов нужно было задействовать каскадеров, кучу техники. И то, что в кадре занимает пять секунд, на съемочной площадке готовится несколько часов. Поэтому я теперь очень уважительно отношусь к фильмам со спецэффектами из Голливуда, понимаю каково это. Кстати и дальше собираюсь использовать экшн в кино.

На съемочной площадке не до шуток, но в беседе с журналистами без юмора не обойтись. Фото: Предоставлено кинотеатром «Синема парк»

– Зачем?

– Сегодня зрителю интересно смешение жанров, смотреть просто комедию уже не модно. Знаете, хорошие повара говорят, что в правильном блюде должно быть не меньше пяти вкусов. Точно также и в кино: хорошо, когда в нем много вкусов, жанров и смыслов. Когда есть экшн, юмор, семейная история и глубокий смысл. В «СуперБобровых», я очень надеюсь, все это найдут. Ведь фильм далеко не про героев и их способности. Комедия заставляет задуматься о том, что может произвести наша страна, имея большие возможности. Ведь Бобровы – это мы с вами. И будем ли мы что-то производить или только потреблять – зависит от каждого из нас.

– Но способности появляются тогда, когда Бобровы вместе...

– Да, этот такой фактор, с одной стороны, добавляет комедийности, а с другой – некий символический смысл. Я на себе убедился, что будучи в команде мы сильнее, умнее и активнее. Мы друг друга и поддерживаем, и критикуем. То и другое необходимо для работы, для движения вперед.

– Вас знают как прежде всего режиссера комедий в России. Не хотите отойти от этого?

– Хочу, думаю когда-нибудь это произойдет. Но даже когда снимаю какую-нибудь серьезную сцену, так хочется разбавить её шуткой. Сейчас мой внутренний настрой больше комедийный, чем драматический. Если получится отойти в сторону со временем – почему нет?

– Расскажите, что для Вас русская комедия?

– Понятие русской комедии складывается из многих факторов. В первую очередь, это те фильмы, которые были сняты в 60-70 годах прошлого века. Это Гайдай, Рязанов, Данелия – они творцы русской комедии. То, что мы имеем в 90-2000-е годы, даже фильмы, которые я снял, только попытка приблизиться. Фильмы «Квартета И» я тоже отношу к русской комедии в первоначальном смысле, ведь в них есть не только юмор, но и глубокий смысл.

– В последнее время киноафиши пестрят русскими комедиями. С чем связываете их популярность?

– Во-первых, американский юмор хорош, но не наш. Зритель хочет слышать шутки на своем языке, о своих реалиях, поэтому российские комедии всегда будут пользоваться спросом. Во-вторых, юмор – это способ защиты от невзгод. Мы учимся легче относиться к серьезным вещам и выживать. Во время кризиса и безработицы только ироничное отношение к происходящему не позволяет впасть в депрессию или опустить руки. Это свойственно не только русским людям, а вообще человеку.

Досье
Дмитрий Владимирович Дьяченко – российский режиссёр кино и телевидения, сценарист, продюсер и монтажёр. Получил образование на Режиссёрских курсах ВИППК при ВГИК, позднее закончил Воронежский институт искусств по специальности актёр. Известен по фильмам «День радио», «О чём говорят мужчины» и «Кухня». Лауреат премии «ТЭФИ» (2010 год).