«Туфли я заранее сняла!». Как адвокат Плевако разоблачал лжецов

Режиссер фильма Сергей Верховцев и исполнитель главной роли Михаил Зверев. © / Из личного архива Сергея Верховцева

25 апреля исполняется 181 год со дня рождения легендарного адвоката Фёдора Плевако. Родился Фёдор Никифорович на территории современной Челябинской области - в Троицке. Один из известных процессов с участием адвоката лёг в основу короткометражного фильма.

   
   

О том, как удалось найти среди местных жителей практически точную копию Плевако, о важности для съёмок бород и усов и о роли местного кино рассказал руководитель объединения «Кино по-троицки» Сергей Верховцев.

Ложь разоблачили туфли

Эльдар Гизатуллин, chel.if.ru:  На идею снять фильм о знаменитом адвокате вас натолкнула очередная годовщина?

Сергей Верховцев: Натолкнул неожиданный эпизод. Однажды мы снимали короткометражку по трём рассказам Чехова («Злоумышленник», «Толстый и тонкий», «Загадочная натура»), которые объединили в одну историю. Злоумышленника, который, как вы помните, гайку с железной дороги открутил, играл Михаил Зверев – наш троицкий коллекционер. В какой-то момент мы обратили внимание, насколько он похож на Плевако. Просто одно лицо! Так и родилась идея. А для Михаила это тоже было неожиданно – в одном фильме он сыграл неграмотного крестьянина, а в другом – блестящего адвоката.

- О Плевако много историй. Какую из них выбрали для фильма?

- Мне действительно пришлось прочитать огромное количество литературы. Все знают, как легендарному адвокату удавалось буквально одной-двумя фразами переломить ход процесса, подчас даже самого безнадёжного.

Решили экранизировать историю с купцом и проституткой. Суть в том, что проститутка решила получить от купца побольше денег, а когда ей это не удалось, обвинила своего клиента в изнасиловании. И вот Плевако для вида соглашается с доводами обвинения и говорит: «Моего подзащитного действительно надо оштрафовать, но из этой суммы надо вычесть стоимость белья, которое дама испачкала своими туфлями». Тут проститутка вскочила и закричала: «Неправда! Туфли я заранее сняла!». И всем стало ясно, что изнасилования не было, раз уж истица сама разделась.

   
   
Троицкий коллекционер Михаиз Зверев в роли Федора Плевако. Фото: Кадр из видео/ Кино по-троицки

- Для ролей привлекали знакомых?

 - Привлекали тех, у кого были бороды и усы. Потому что действие происходит во времена, когда без этих украшений мужчину было не встретить. А на бутафорскую растительность у нас средств не было. Купца сыграл Владимир Малиновский, истицу – Анна Сихневич, сотрудница местного музея. Я сам сыграл жандарма – пришлось отрастить для этого усы.

Для сьемок выбирали актеров с бородами и усами. Фото: Кадр из видео/ Кино по-троицки

- Много ли в Троицке таких бородачей и усачей?

- Для фильма хватило. Судью сыграл Рауф Гизатуллин  - он историк и преподаватель, увлекается генеалогией.

- Замечу, что он был гостем нашей редакции и помогал всем желающим советами, как искать своих предков.

- Да, он действительно обладает огромными знаниями и представительной внешностью – как раз для роли судьи. У нас и депутат сыграл – Игорь Разумов. Ему досталась роль присяжного заседателя. А так как он не только мой знакомый, но и юрист, то ещё нас и консультировал.

Оператором был Олег Сойнов, который все наши фильмы снимал и монтировал. Он также репортер местной газеты «Регион».

Пугачёв или смешные бандиты?

- А что для вас самое удивительное в фигуре Фёдора Плевако?

- У него интересная, непростая биография. Он никогда не говорил по бумажке – у него действительно был удивительный талант в нужный момент сказать нужные слова. Но это неправда, что он, дескать, выигрывал все дела. Нет, были у него и неудачи. Да и с возрастом блестящая защита ему удавалась всё сложнее. Тем не менее, титул непобедимого адвоката им вполне заслужен.

- Сложно было найти подходящую дореволюционную натуру?

- Суд снимали в Доме Яушевых, также в нашем местном музее, в Торговых рядах. Для сцены в ресторане, где гуляют купцы, использовали настоящую посуду и подсвечники царских времён. В Троицке хватает дореволюционной натуры. Есть, например, храм недалеко от горы, где по предания стоял Пугачёв с войском и через реку обстреливал храм – говорят, отметина на нём остались от ядер армии Пугачёва. Возможно, именно про этот исторический эпизод будет наш следующий фильм. Хорошо бы получить под этот проект грант, так как кинопроизводство – вещь затратная.

- Хотите сосредоточиться на исторических картинах?

- Не обязательно. Есть идея создать что-то в духе фильмов «Бумер» или «Жмурки», но на нашем материале. Сюжет о смешных бандитах.

- А есть ли зрители у таких картин?

- Конечно, есть – сеансы проводим во Дворце культуры, выкладываем фильмы в интернет. Моё мнение, что людям нужны не только масштабные постановки. Всегда интересно увидеть на экране знакомые места, а среди актёров – соседей, друзей, родственников. Ко мне подходят, спрашивают: «Когда следующий фильм?». Предлагают какие-то сюжеты, а то и себя в роли актёров.

Мне кажется, надо поддерживать и такое кинопроизводство, как наше, а не только крупные компании. Мы более мобильные. Может, и не хватает знаний, зато учимся и трудностей не боимся.

Анекдот – это тоже сюжет

- Прежде вы занимались историческими реконструкциями. А почему решили снимать кино? Захотелось ещё большего масштаба в постановках?

- Исторические реконструкции – это, наверное, сильно сказано. Просто в Троицке мы с друзьями каждый год на 9 Мая готовили технику времён Великой Отечественной войны, обмундирование, проходили парадом.

- Первый ваш проект тоже имел отношение к истории?

- Я пересмотрел много короткометражных фильмов о Великой Отечественной, и мне особенно понравилась картина «Повар», где главную роль сыграл Антон Богданов, более всем известный как Рыжий из сериала «Реальные пацаны». Это история о том, как один боец остановил танк. Мы сняли похожую сцену, но в соответствие с нашими возможностями – боец остановил мотоцикл. Работали, можно сказать, от противного – смотрели, какие у нас есть возможности, и от этого писали сценарий. Назвали короткометражку «Кашевар». Как видите, очень много похожего, но для нас это было начало, проба сил.

- Показывали кому-то этот фильм?

- Премьера была в нашем Дворце культуры. Затем сняли короткометражку – экранизацию анекдота. Сюжет в том, что сотрудник ГИБДД останавливает водителя, спрашивает: «Где аптечка?». Тот щелкает пальцами, и подъезжает скорая помощь. А когда спрашивают об огнетушителе, по тому же сигналу появляется пожарная машина.

- Больше похоже на скетч.

- Да, но и следующий проект был юмористический – я имею в виду вышеупомянутую экранизацию Чехова. Снимали не только в Троицке, но и в Челябинске, где в музее сохранились старинные паровозы и вагоны. Кстати, в сюжете «Загадочная натура» сыграла моя жена, а я - её попутчика. Так что у нас кино – это не только дружеский, но и семейный подряд.

Кстати

Современники Плевако оставили немало воспоминаний о его находчивости во время судебных процессов. Вот лишь несколько историй.

Однажды судили священника, которого обвиняли в воровстве и прелюбодеянии. Дело казалось безнадёжным, но всё изменили слова Плевако: «Перед вами сидит человек, который тридцать лет отпускал вам на исповеди грехи ваши. Теперь он ждет от вас: отпустите ли вы ему его грех?».

Однажды Плевако, выступая в провинциальном окружном суде, договорился со звонарем местной церкви, что тот начнет благовест к обедне с особой точностью. Речь знаменитого адвоката продолжалось несколько часов, и в конце Плевако воскликнул: «Если мой подзащитный невиновен, Господь даст о том знамение!». И тут зазвонили колокола. Присяжные были так поражены, что оправдали обвиняемого.

Один помещик уступил крестьянам часть своей земли, никак это юридически не оформив. Через много лет он передумал и отобрал землю обратно. Возмущённые крестьяне устроили беспорядки. Их отдали под суд. Весь процесс Плевако молчал, а в конце потребовал наказать крестьян ещё строже. «Зачем?» — не понял судья. Ответ был: «Чтобы навсегда отучить крестьян верить слову русского дворянина». Часть крестьян была оправдана, остальные получили незначительные наказания.