Крестный отец кино. Как Леонид Оболенский стал иноком Лаврентием

В Челябинске много лет работает Кинообразовательный центр имени Леонида Оболенского. © / Киноклуб им. Леонида Оболенского

Есть люди, в судьбе которых соединяется немыслимое количество счастливых и драматических поворотов, взлетов, падений, трагических испытаний. И кажется, что одному человеку все это пережить и не сломаться – просто невозможно. 

   
   

Такова судьба Леонида Оболенского – актера, режиссера, звукооператора, друга и соратника Сергея Эйзенштейна, Льва Кулешова и других отцов–основателей отечественного кино.

В его жизни было все: слава и успех, война и опала, скитания и возвращение из забытья.

В кино он вернулся уже после 70 лет, чтобы играть роли величественных стариков. Он стал востребован, потому что сам был «уходящей натурой» – несломленным, мудрым, не растерявшим человеческого достоинства. 21 января исполняется 115 лет со дня его рождения.

В ресторане бил чечётку

На первый взгляд может показаться, что Оболенский попал в кинематограф случайно, по стечению обстоятельств: в 1919 году в Екатеринбурге он знакомится с кинорежиссёром Львом Кулешовым и оператором Эдуардом Тиссэ, приехавшими на фронтовые съёмки, и после этого уезжает в Москву.

Но это случайное знакомство стало возможным благодаря его активной и незаурядной натуре. Не зря ведь в годы гражданской войны совсем юный Оболенский оказался в гуще событий: был корреспондентом красноармейской газеты 3–й армии Восточного фронта.

В 1920–1922 годах Оболенский учился в Первой Госкиношколе (ныне ВГИК). В то время он много выступал на эстраде как танцовщик. Сам он своё занятие объяснял просто – надо было зарабатывать на жизнь:

   
   

«Нам было трудновато жить. Барнет боролся в цирке под красной маской. Пудовкин конструировал духи – «Сок эльфа», «Букет королевы» – и продавал их на Сухаревке. Сделает флакончик, продаст, покушает немножко. Мне они завидовали, потому что я питался в ресторане, где бил чечётку. Научился чечётке на эстраде во время нэпа».

«Самый аристократичный»

Всеволод Мейерхольд пригласил популярного чечёточника ставить танцы в спектакле «Великодушный рогоносец». Там Оболенский познакомился с молодым театральным режиссёром Сергеем Эйзенштейном и привёл его в мастерскую Кулешова.

«Оболенский – самый аристократичный член нашего коллектива, – писал Лев Кулешов. – Человек всесторонних интересов – актёр, режиссер, танцор, инженер, лингвист, историк искусства, оператор. Ближайший друг Эйзенштейна, которому режиссер доверял свои сокровенные мысли... Особая привязанность Эйзенштейна и Оболенского объясняется ещё и тем, что Оболенский был крестным отцом Эйзенштейна в кино».

Ну а поскольку Сергей Эйзенштейн – гениальный режиссёр, величина номер один в истории отечественного и мирового кинематографа, то Оболенского можно смело назвать крёстным отцом советского кино.

Первопроходец

С 1925 года Леонид Оболенский начал работать режиссёром на киностудии «Межрабпомфильм» (сейчас киностудия им. Горького), поставил несколько фильмов, в том числе популярную тогда ленту «Кирпичики». В качестве актера снимался в фильмах «Необычайные приключения мистера Веста в стране большевиков» и «Луч смерти», которые стали классикой советского немого кино.

В конце 20–х годов в мировом кинематографе случается настоящая революция – наступает эпоха звукового кино. И тут Леонид Оболенский, с его инженерными знаниями, стал настоящим первопроходцем. Он поехал в Берлин изучать звукозаписывающую аппаратуру. Как звукорежиссёр стажировался у немецкого режиссёра Джозефа фон Штернберга на съёмках фильма «Голубой ангел», главную роль в котором играла Марлен Дитрих.

Наверное, все знают, что «Путевка в жизнь» – первый советский звуковой фильм. Но мало кто помнит, что звуковое оформление к этой ленте сделал именно Оболенский. Кстати, на той самой аппаратуре, которую он сам привёз из Берлина.

Около 20 лет Оболенский преподавал во ВГИКе, едва ли не с первых дней создания института. Сначала вёл занятия в режиссерских мастерских Кулешова и Эйзенштейна, потом преподавал технологию звукового кино. В 1940 году стал доцентом, начал работать над диссертацией о звуковом кинематографе.

Монах Лаврентий

В начале войны Оболенский уже немолод, ему под сорок, но, тем не менее, вместе с другими преподавателями ВГИКа в октябре 1941–го он уходит в народное ополчение. В «Брянско–Вяземском котле» попадает в плен, затем – в концлагерь в Баварии.

В 1943 году немцы сформировали из военнопленных обслуживающий технический персонал для войск Восточного фронта. Оболенский попал в электротехническую бригаду, получил более свободный режим передвижения. «В феврале добровольно поступил на службу в ветеринарную роту, где ремонтировал автомобильную технику. Так легче было сбежать...», – рассказывал он.

Ему действительно удалось бежать из плена. Потом он скитался, заболел малярией. Его приютили и выходили в монастыре под Бендерами, там он скрывался около года. В монастыре ему пришлось постричься в монахи и принять имя Лаврентий.

«Я был пострижен в монахи и стал послушником, – говорил Леонид Леонидович. – Когда я пришёл к архиерею и сказал, что чекисты меня, очевидно, вскоре заберут, он ответил: «Вы говорите, что занимались искусством? Так вот вам, мой дорогой, моё послушание. Все, что бы вы ни делали в искусстве, должно тронуть человеческое сердце».

После войны Оболенского арестовали и осудили в 1945 году по статье за «измену Родине».

Маленькая комнатка, с низким потолком

Заключённый Оболенский строил железную дорогу на Севере, работал в ведомственном театре в Печоре, жил на поселении в Минусинске, работал режиссёром в местном драматическом театре. В 1952 году его амнистировали и сняли судимость, но лишили права работать в Москве и многих других крупных городах.

Путь в «большое кино» был отрезан. Начался уральский период его биографии. Жизнь, описав круг, вернула Оболенского в Свердловск (Екатеринбург), откуда в 1919 году он уехал покорять Москву.

В Свердловске около 10 лет он трудился на киностудии в качестве звукорежиссёра и второго режиссёра. В 1962 году переехал в Челябинск, работал на областной студии телевидения корреспондентом, режиссером, оператором.

Но работать, творить, экспериментировать в полную силу ему не давали, на нём стояло клеймо судимости, «неблагонадежности», и в 1972 году Оболенский переехал на постоянное место жительства в Миасс, где работал режиссёром–методистом клуба кинолюбителей.

А в Миассе он жил в крохотной «хрущёвке» на первом этаже. Приехавший московский журналист описывал её так: «единственная маленькая комнатка, с низким потолком, без прихожей, окно с треснутым стеклом».

Званий нет

В 70–е годы Леонид Оболенский вернулся в кино. Его аристократический типаж чудесным образом оказался востребованным, особенно в исторических и «западных» фильмах. Согласие на съёмки он давал только в том случае, если ему нравился сценарий или личность режиссёра была ему близка по духу.

Фильмы с его участием «Вид на жительство», «Чисто английское убийство», «Красное и чёрное», «Ларец Марии Медичи», «Россия молодая», «Подросток», «Миллион в брачной корзине» и другие до сих пор идут на российских телеканалах.

В 1991 году Леониду Оболенскому было присвоено звание народного артиста РСФСР. Сразу, минуя звание заслуженного. В том же году Оболенский скончался. Похоронен в Миассе под именем инока Лаврентия.

В Челябинске много лет работает Кинообразовательный центр имени Леонида Оболенского. Центр ведет просветительскую деятельность, организует кинопоказы, встречи с артистами и деятелями кино, выставки и кинофестивали.

Кстати, его актерское дарование было высоко оценено профессиональным сообществом. В 1980 году актер был удостоен приза «Золотая нимфа Монте–Карло» за лучшее исполнение мужской роли в фильме «На исходе лета» на Международном кинофестивале телевизионных фильмов. Сам Оболенский вспоминал, как в 80–е годы, на встрече со зрителями в Московском Доме кино на вопрос, есть ли у него звания, он ответил: «У меня нет званий, но есть призвание».