Оказывается, самое подходящее место в нашей необъятной стране для съёмки фильмов - это город Троицк, расположенный на юге Челябинской области! Именно здесь могло бы сниматься великое кино. Об этом и многом другом корреспонденту «АиФ-Челябинск» рассказал киновед Вячеслав Шмыров.
Наталья Зверева, «АиФ-Челябинск»: Вячеслав Юрьевич, как считаете, российский кинематограф развивается или стагнирует? И нужно ли нам равняться на Запад?
Вячеслав Шмыров: Мы сами не можем до конца определиться с тем, какой кинематограф нам нужен. Если мы хотим видеть национальный кинематограф, то нужно ориентироваться на наши советские традиции. Но большинство зрителей уже искушены Голливудом, прежде всего это касается молодёжи. В наши кинотеатры люди старше 25 лет практически не ходят.
Основным покупателем кинобилета является молодёжь. И она никогда не позволит нам вернуться к тому кинематографу, который отличала и социальная проблематика, и психологическая проработка определённых тем. Сегодня наш прокат стал заложником подростковой аудитории, и во многом эта незрелая аудитория диктует свои вкусы, свои представления. Сегодня кинематограф является рыночным продуктом, а значит, он не может быть вне мирового мейнстрима, он не может быть изолирован от того, что снимается в других странах мира и прежде всего в Голливуде. Посмотрите, в основном нынче превалируют комедии в духе Comedy Club! Наше общество сегодня лишено идеологии развития.
- Какие фильмы вы любите пересматривать?
- Мне кажется, главная российская и советская картина - это фильм Андрея Тарковского «Андрей Рублёв». И это не только моё мнение. Если посмотреть мировые рейтинги, которые существуют в разных странах мира, то в топ десяти-пятнадцати картин из нашего великого кинематографа прошлого обязательно попадает эта картина. Мне кажется, она очень важна для России: после её просмотра понимаешь, откуда пошло наше национальное самосознание. А услышав то, о чём говорят герои этого фильма, можно многое понять и про день сегодняшний. Кстати, скоро картине исполняется пятьдесят лет, и сегодня в Москве готовится большая выставка, посвящённая ему. Пока же я встречаюсь с немногочисленными участниками этой картины, которые ещё живы и могут что-то рассказать о ней. На этом пути у меня даже произошло маленькое чудо - я нашёл тридцатиминутную любительскую плёнку со съёмочной площадки этой картины. Мы увидели, как работает на площадке Тарковский!
- Мы помним, что уже много лет вы занимаетесь основанием Домамузея Тарковского в Москве. Каковы успехи?
- Об успехах говорить пока не приходится. Единственное, чего мы добились за эти годы, это то, что создание Дома-музея Тарковских попало в инвестиционные планы Москвы. Но с 2008 года, к сожалению, эти планы откладываются. Вот и теперь строительство дома нам обещают начать на следующий год. Осуществиться проекту мешает череда экономических кризисов.
Кроме «Брата», ничего нет
- А что из современного кинорепертуара вы могли бы выделить, назвать шедевром века?
- Современное кино существует преимущественно благодаря бюджетной поддержке, а в этом много минусов. Вкусы конкретных чиновников начинают влиять на качество и тематику. Я чувствую это по тем же кинофестивалям. Например, последний «Кинотавр» продемонстрировал очень низкий уровень новых картин. Но, к сожалению, список тех, что востребованы международными кинофестивалями, ограничивается двумя-тремя названиями. Можно говорить только о картине Кирилла Серебренникова «Ученик» и фильме Ивана Твердовского «Зоология».
И, к сожалению, наша страна их фильмов не видит. Авторское кино представляет собой явление из ряда маргинальных и не затрагивает жизни большинства людей. Я чувствую себя разочарованным. Очень сложно сравнивать советское кино с тем, чем кино является сегодня. Сегодня никакой массовой мифологии в кинематографе нет, она ещё не выработана, не хватило этих 25 лет существования российского государства. Из всех выдающихся кинематографистов, появившихся за эту четверть века, я бы выделил Алексея Балабанова. Его фильмы определяют жизнь целой страны. Чего стоит один его «Брат»!
У кого деньги - то и режиссёр
- Обязательно ли иметь высшее образование человеку, который собирается снимать кино?
- Конечно! Знаете, в девяностые годы в кино пришло очень много случайных людей, особенно в самом начале, когда наступил кризис традиционного производства и деньги на существование надо было искать на стороне. Кто деньги находил - тот и был режиссёром. Вот тогда и преломились все представления о том, что можно и что нельзя. Так что иметь системное образование в кинематографе очень важно. Кстати, Балабанов, помимо высших курсов для режиссёров и сценаристов, ещё учился на переводчика и знал два иностранных языка - французский и немецкий. К тому же у него большой производственный опыт: он работал хроникёром на Свердловской киностудии.
- В одном из своих интервью вы как-то сравнили Лос-Анджелес с нашим Троицком! Чем были вызваны аналогии?
- Я имел в виду тот факт, что если бы пришлось выбирать в России место для создания федеральной киностудии, то Троицк подошёл бы для этого удачнее всего. Дело в том, что по логике вещей киностудия не может возникнуть где бы то ни было лишь в силу какого-то административного приказа. Нужны природные условия, максимальные возможности солнечного света. Ведь почему Голливуд расположен именно в районе Лос-Анджелеса? Потому что сто двадцать лет назад в Америке именно там насчитывалось наибольшее количество солнечных дней.
В Советском Союзе ещё до войны создали проект большой южной базы советской кинематографии. Она должна была располагаться в Крыму. На чертежах были запечатлены корпуса, в планах определено количество необходимых режиссёров, операторов, ассистентов. Но тогда Сталин не позволил ничего строить в Крыму. Уже много позже появилась маленькая ялтинская киностудия - филиал киностудии им. Горького. Так вот Троицк - то место в России, где больше всего солнечных дней. Но поскольку административный принцип создания кино остаётся у нас главным, никакой киностудии в Троицке нет.
Досье
Вячеслав Шмыров. Родился 5 октября 1960 года в Челябинске. Учился на филологическом факультете и на факультете журналистики УрГУ. В 1987 году окончил сценарно-киноведческий факультет ВГИКа имени С. А. Герасимова. Работал научным сотрудником ВНИИ киноискусства, директором культурных программ Киноцентра на Красной Пресне, директором Российского агентства «Информкино». С 1999 года - издатель и главный редактор журнала «Кинопроцесс». Соорганизатор фестивалей отечественного кино в Вологде, Челябинске, Самаре, Чебоксарах. Член Российской академии кинематографических искусств «Ника».
«АиФ-Челябинск» в социальных сетях:
Twitter аккаунт; страница ВКонтакте; профиль на Facebook.