Юлия Попова: «Сталинград»: экшн на грани военной драмы

Собираясь на военный фильм отечественного «разлива», не веришь в потрясение. Знаешь, что будет и патриотизм, и слёзы, и страдания. Знаешь и то, что Федор Бондарчук со своей последней военной драмой «9 рота» разочаровал большую часть россиян.

   
   

Но ты идешь, потому что веришь «а что если…

…будет потрясение?

В разрушенном Сталинграде, задыхающемся от огня, стоит дом. За ним переправа, Волга и советская армия, не желающая сдавать город немцам. Действие всего фильма сосредоточенно на борьбе за этот дом, до последней жизни, до последней крови.

Мы, зрители, щедро прикормленные американскими спецэффектами, ждём экшена. И Бондарчук не жадничает. Тут вам и заживо горящие солдаты, и бомбежка «с воздуха», и падающие самолеты, отброшенные взрывной волной тела. А главное, панорама выжженного города, от которой бросает в дрожь. На мой взгляд, отлично сработано. И хоть общий фон – это всегда пепелище, да и место действия ограниченно, сцены выбраны грамотно и нескучно.

Сталинград Фото: Кадр из фильма «Сталинград»

Главные герои – пять советских солдат и Катя. Молодая девушка, чей дом волею судеб встал между русскими и немцами. По ходу фильма понимаешь, что она – образ Родины, за которую сражаются из последних сил, которую защищают ценой собственной жизни. Катя очень ранима и юна, но для каждого из пяти защитников находит правильные слова, в которых тонут пережитые ужасы войны. Любовь тут ожидаема и удачно вплетается в сюжет. Есть любовь и с другой стороны баррикад, и вот она интересна. Отчасти потому, что люди прагматичные могут покричать «вот Бондарчук придумал!», а люди романтичные могут задуматься и помечтать.

О критике

   
   

Фильм не документальный, а потому маленькие отклонения допустимы. Не вижу причин обвинять Бондарчука, который создавал фильм массового потребления. В его картине я не заметила ни излишка жалости, ни бравады, ни супергеройства. Кто-то может не согласиться с последним, но «киношные» герои должны быть такими: яркими, неординарными и изобретательными. А легкий солдатский юмор был вообще «в десятку».

Сталинград Фото: Кадр из фильма «Сталинград»

Единственная сцена, вызвавшая мою усмешку, была почти в конце. Когда захваченного русского солдата привели на допрос к немецкому генералу (могу ошибаться в звании), и тот, пытаясь услышать секреты дислокации, мало того, что подошёл, дак еще и нагнулся к нашему. А русский, пользуясь случаем, «натолкал» ему ножичков в брюхо. Бред, конечно!

В общем и целом, вышла из зала с военной выправкой, широко шагая, с головой полной мыслей. Дала себе слово перечитать все истории ветеранов, прошедших Великую отечественную войну. И пусть любители покритиковать ищут изъяны, я отношу этот фильм к тем, от которых можно получить удовольствие.

Смотрите также: