Марк Яковлевич Макагон не сделал большую карьеру и не «дослужился до степеней известных». Кроме того, он был беспартийным и даже не получил высшего образования.
Но он ещё при жизни заслужил звание человека–легенды, а для истории это, наверное, важнее, чем просто быть высоким начальником.
Технический талант
У Марка ещё в детстве проснулся интерес к технике. Как позже рассказывал сам Марк Яковлевич, когда в деревне появился первый трактор, мальчик видел его даже во сне. Он мог часами смотреть, как едет и работает «железная коробка».
Сначала биография была типична для человека его поколения: церковно–приходская школа, затем – семилетка, в 1922 году начал работать смазчиком на сахарном заводе, потом – слесарем по ремонту оборудования. Уже тогда заводское начальство заметило его незаурядные технические способности и стало посылать Марка в помощь трактористу соседнего совхоза. Он быстро научился работать на тракторе, а когда механик уехал, Марка назначили на его место.
«Здесь все кипело»
В 1928 году его призвали в Красную Армию, и он попал, как мы сказали бы сейчас, в горячую точку. Служить ему довелось в 5–м Кавказском стрелковом полку: был пулемётчиком, воевал с басмачами, попадал в засады в горных ущельях…
После демобилизации по комсомольской путевке Марк поехал в Челябинск, где начали строить тракторный завод – ЧТЗ. Тем более, что опыт работы на тракторе у Макагона уже имелся, а в то время таких специалистов было немного.
7 апреля 1931 года в сборочном цехе ЧТЗ появился новый слесарь Марк Макагон.
«Я поступил на опытный завод, где предстояло создать первый трактор, отработать технологию его производства, испытать, – позже вспоминал Марк Яковлевич. – Завод тогда был маленький – вроде мастерской. А люди – боевые, умелые, сплоченные. Когда я приехал на строительную площадку, здесь все кипело. Люди жили в палатках, разбитых в лесочках, в бараках. Никто не жаловался, не роптал – каждый понимал: сами создаем свое будущее, будущее страны».
Историческое фото
В начале мая 1933 года Макагона перевели на основной завод в механосборочный цех и назначили мастером. На заводе готовился к пуску главный конвейер. Первый трактор С–60 («Сталинец») сошел с конвейера 15 мая 1933 года. А к 1 июня собрали уже 13 тракторов.
Именно Марк Яковлевич 1 июня, в день официального пуска завода, управлял первым серийным трактором ЧТЗ.
«Эти первые советские гусеничные машины мне предстояло вывести на заводскую площадь, где проходил митинг», – рассказывал Макагон. На заводской площади стояли десятки тысяч челябинцев и гостей. Среди них – председатель ВЦИК СССР Михаил Калинин.
«Смотрю: с трибуны нам, механикам–водителям, подают сигнал: «вперед!». Завожу машину, берусь за рычаги, и трактор тронулся. Вижу: люди машут руками, слышу «ура!». И не выдержал — сорвал с головы кепку, машу ею, словно флагом, и тоже кричу «ура!», – вспоминал Марк Яковлевич.
Эта фотография – светящийся счастьем Марк Макагон на тракторе, с высоко поднятой рукой – стала поистине исторической. Снимок появился на первых полосах практически всех мировых газет, вошел в энциклопедии. Возможно, знаменитая фотография спасла ему жизнь в 1937 году.
Обидчивый американец
Досадная история, случившаяся в середине 30–х годов, привела к исключению Макагона из партии. На заводе приступили к опытным работам по созданию дизельного трактора. К этому моменту Макагон уже занимал должность инспектора – контролировал качество выпускаемых тракторов.
На ЧТЗ тогда работали приглашенные иностранные специалисты. Как–то раз один из них, американец, наблюдая за работой наших сборщиков, что–то сказал негромко. Один из инженеров, знающий английский язык, перевел: «Вы сначала научитесь отличать борщ от машинного масла, прежде чем приступать к сборке таких машин».
Марк Яковлевич не стерпел такого оскорбительного замечания и в сердцах замахнулся… В руке у него был поршень с шатуном. Конечно, американца он не ударил, просто не сдержался, услышав оскорбление. Американский специалист устроил страшный скандал, потребовал сурового наказания для Макагона. Марка Яковлевича из партии исключили, так он и остался беспартийным.
Разговоры о политике не любил
37–й год тоже не прошел для Макагона бесследно. Тогда в Челябинском управлении НКВД были уверены, что на ЧТЗ «окопались враги народа». На заводе прошли аресты. Среди арестованных был и Михаил Храпко – выпускник Ленинградского политехнического института, начальник цеха топливной аппаратуры и друг Макагона.
Под руководством Храпко был изготовлен первоначальный опытный образец первого трактора ЧТЗ. В 1935 году он в составе группы советских инженеров побывал в США. А в 1937 году на него написали донос, обвинили во вредительстве: якобы он виноват в некачественной сборке тракторов.
Арестовали и Макагона, допрашивали его двое суток. На изнурительных допросах Макагон «не сломался»: он говорил следователю, что в неполадках на конвейере Храпко не виновен. По тем временам это был мужественный поступок. Храпко всё равно осудили и отправили в лагерь, а самого Макагона отпустили. Скорее всего, не решились посадить человека, чья фотография на тракторе «Сталинец» обошла все мировые газеты.
Кстати, Марк Яковлевич никогда не рассуждал в компании на политические темы. Когда заговаривали о политике, он замыкался в себе или отшучивался.
От первого до миллионного
Когда в годы войны ЧТЗ перешёл на выпуск танков, Марка Яковлевича назначили начальником отдела технического контроля, затем – заместителем начальника сборочного цеха. Он занимался контролем качества танков, через его руки проходила каждая машина. Макагон работал на износ, был предельно требователен к рабочим, но, прежде всего, к себе. Правительственным указом от 5 августа 1944 года за создание и освоение новых типов танков и самоходок М. Я. Макагон был награжден орденом Красной Звезды.
Почему–то во многих публикациях о Макагоне встречается информация о том, что «в первом советском немом фильме кинорежиссера А. П. Довженко «Звенигород» есть эпизоды, рассказывающие о судьбе Марка Макагона, парня из села, приехавшего на ЧТЗ делать тракторы».
Это утверждение содержит в себе ряд противоречий и неточностей. Во–первых, у Довженко нет фильма «Звенигород». Есть лента с названием «Звенигора», она снята в 1927 году. Марк Макагон приехал на ЧТЗ только в 1931 году, то есть о судьбе Макагона, приехавшего на завод, там никаких эпизодов быть не может. К тому же «Звенигора» – далеко не первый советский немой фильм.
Впрочем, все это никак не умаляет масштаб личности Макагона. Он всё равно остается легендой Челябинского тракторного – человеком, который создавал ЧТЗ и 37 лет жизни отдал родному заводу. 30 марта 1940 года он выводил из цеха сборки 100–тысячный трактор, а 16 мая 1966 года – 500–тысячный трактор с маркой ЧТЗ. 3 ноября 1984 года на заводе был собран миллионный трактор. И снова юбилейной машиной управлял Марк Макагон.
Комментарий
Надежда Дида, директор музея ЧТЗ:
«Марк Макагон – это человек, который на протяжении всей жизни был верен выбранному делу, родному заводу и производству. Нас сейчас призывают с легкостью менять профессии: сегодня ты преподаватель, завтра – продавец, потом еще кто–то. Я считаю, что молодежь должна знать о таких людях, как Макагон, которые не изменяли своему призванию и десятки лет честно и добросовестно трудились на одном заводе.
Марк Яковлевич понимал – техника должна быть качественной, и поэтому всегда дотошно и принципиально разбирался во всех технических сложностях и находил верные технологические решения. В течение многих лет он был наставником на производстве, передавал молодым опыт и знания, был для них примером честного служения и преданности заводу. Кроме того, он был красивым, умным, очень обаятельным и общительным человеком».