Доктор Вий и его экспонаты. Скульптор делает шедевры из хлама

Владислав Каширский занимается созданием необычных скульптур и миниатюр около пяти лет. © / Из личного архива

Житель Челябинска Владислав Каширский создает уникальные вещи из старых автомобильных деталей. Все эти необычные работы сделаны в панк-стилистике. Как объясняет мастер, это достаточно старое направление, которое некоторое время было в информационном вакууме. «Во время Советского Союза создавать такие вещи не имело смысла, - говорит он. - Сейчас за этот антураж взялись на выставках, в парках, в интерьерах».

   
   

«Красота деталей»

Доктор Вий, а именно в таком написании использует свое творческое имя Владислав Каширский, занимается вплотную изготовлением скульптур пять лет. Практически ежедневно он изучает все мировые тенденции, как работают мастера в России и других странах. Параллельно пишет книгу по систематизации работ в области панк-стилистики.

«Вий — значит видеть, - объясняет Каширский. - Это существо из мифологии, и оно не плохое, как показал нам Гоголь. А доктор — это потому, что я лечу все эти железяки вместо того, чтобы их выбросить».

У этого вида искусства, по словам мастера, три ветви — утиль-панк, лофт и стим-панк. Лофт — это переделка нежилого помещения в жилое; стим-панк — это, вопреки расхожему мнению, не викторианская эпоха — направление появилось относительно недавно, после Второй мировой войны. Утиль-панк — нечто, сделанное из отходов.

Одна из работ скульптора - черт Жадуил Фото: АиФ/ Надежда Уварова

«Я занимался реставрацией и конструированием автомобилей, - рассказывает Владислав. - В процессе оставалось много интересных деталей, и я решил попробовать, не получится ли сделать из них что-то. Решил выразить красоту деталей. И потом уже в Интернете узнал, что действительно есть такое направление, которое использует разный мусор и хлам в творчестве, в том числе и запчасти».

Шедевры из старья

Каширский — личность разносторонняя. В совершенстве знает английский, немного — немецкий; учился в педуниверситете, затем в ЮУрГУ, но пренебрег высшим образованием. Зато имеет «корочки» по нескольким рабочим специальностям. Говорит, что имеет отношение ко всем сферам человеческой деятельности.

Доктор Вий не только работает над интерьерами, но и пишет книги. Фото: АиФ/ Надежда Уварова

Кажущаяся простота и состаренность его скульптур - это лишь поверхностное впечатление. На самом деле мастер тщательно работает с каждой деталью, вычищая поверхность: это и отжиг, и предварительная пескоструйная обработка, и мойка растворителями, и сварка, и повторная обработка, и покраска самыми современными материалами, выпускающимися для автомобильной промышленности.

   
   

Сейчас докторВий делает в основном скульптуры. Часть из них займет свое место в выставочных галереях, часть — в уличном парке.

Стеллаж под фигурами соответствует содержимому, он тоже состарен мастером. Фото: АиФ/ Надежда Уварова

У Владислава сейчас несколько десятков работ. Есть серии — это маски-трофеи, насекомые, светильники. На стене красуется фигура абитуриента автомобильного училища, а на полу ее собрат — обер. Рядом с абитуриентом — бюст комара с длинным металлическим жалом.

Слева — бюст комара, справа — абитуриент вуза. Фото: АиФ/ Надежда Уварова

Мастер раскладывает на полу автомобильные детали: клапан, маховик, вилку сцепления. Соединяет их в разной последовательности — и получается очертание морского коня. «У кого-то нет воображения на такие вещи, - объясняет он, - а у меня все фигуры складываются в голове. Нет никаких чертежей и специальных заготовок». Конечно, все эти детали нужно довести до ума, чистя, коптя, затирая и состаривая. Поэтому скульптура делается в среднем пару недель.

На столе у мастера расположился причудливый клещ.  «Дизель-электрический», - говорит о нем создатель. Клещ сделан из старинного генератора, а также звонка из 60-х годов — элемента, доставшегося нам от гражданской обороны. При кажущейся простоте изготовление фигуры заняло массу времени. Ее мнимая закопченность, например, далась несколькими слоями краски и некоторыми секретами умельца. Клещ весит килограммов семь.

Рядом с ним еще одно «насекомое» - дизельная улитка. Она тоже прошла очистку, шлифовку, покраску. Фигура сделана из компрессора, части газовой плиты, бензонасоса, топливного фильтра старинного мотороллера. В этом суть панк-искусства — всё должно быть древним. Улитка «улыбается»: фигура окрашена таким образом, что, по замыслу создателя, она веселая и добрая.

Лампы входят в коллекцию мастера. Фото: АиФ/ Надежда Уварова

Есть в арсенале Каширского и несколько ламп. Они интерактивные, а сделаны из одного ИЖ-54. Две из них - клоуны. Первая при включении в сеть переливается разными цветами, может издавать звуки. Другая сверкает фарами-глазами. Мастер видит их в дуэте, висящими на стене: это его представление о портретах вождей. Один добрый, другой серьезный.

Некоторые фигуры интерактивны. Фото: АиФ/ Надежда Уварова

Некоторое время назад Владислав Каширский ходил по школам по приглашениям на так называемые «встречи с интересными людьми». Скульптор уверяет: подростки были в восторге от его работ и от направления панк-стилистики в целом. Традиционные виды искусства, по мнению доктораВия, уже немного надоели. Он может легко нарисовать картину, например, но не делает этого: слишком просто. Но отношение людей к произведениям, выполненным в стиле панк, в России и за рубежом резко отличается. За границей некоторые скульптуры могут стоить до нескольких тысяч долларов, у нас -  ничего. За границей, говорит мастер, разные виды искусства преподаются в школах, в России же — только изобразительное искусство.