Челябинский областной архив хранит интересный документ, на много лет опередивший умения и навыки того времени. В 1943-1944 годах промышленные предприятия региона подготовили по инициативе партийных органов рапорт Председателю Государственного комитета обороны СССР Иосифу Сталину.
Интересно, что альбом с иллюстрациями, фотографиями, инфографикой, графиками и украшениями златоустовской гравюрой сделали вручную южноуральские мастера буквально на коленке.
Это сейчас нас не удивишь ни компьютерной графикой, ни обработкой фотографий. А тогда каждый миллиметр оформлялся и раскрашивался подручными средствами.
О поистине уникальном документе корреспонденту CHEL.AIF.RU рассказал Александр Лымарев, заведующий отделом публикации и научного использования документов объединенного госархива Челябинской области, кандидат исторических наук.
Ни одной конкретной цифры
«Рапорт товарищу Сталину от большевиков Челябинской области», изготовленный в 1943 году и отправленный в1944-м в секретариат ЦК ВКП(б), выглядел настоящим произведением искусства и представлял из себя фотоотчет, где на 53 листах размещены фотографии и сведения о деятельности в 1943 году 41 предприятия. Фотографии руководителей и рабочих, цехов и продукции, графики, показывающие динамику роста производства. Однако ни одной конкретной цифры не приводилось: эта информация была секретной»,- говорит Александр Николаевич.
Мастерству лавирования большевиков-партийцев с высоты прошедших лет нам остается только позавидовать. Так, на каждой странице мы видим, например, обязательства «в три раза увеличить производство деталей». Возникает вопрос, а с какой цифры будет идти отчет? Этих чисел нигде нет: они представляют государственную тайну. Тоже самое касается, например, выдачи угля. Никаких данных о реальном положении дел вы не найдете. Зато увидите те показатели, к которым стремится предприятие, опять же в процентном отношении.
В документе на 53 страницах — история промышленности Южного Урала в годы Великой Отечественной. До нас война не дошла, но в 1941 году сюда эвакуировали много предприятий. Историки до сих пор спорят, сколько же заводов эвакуировали на Южный Урал. Более 200 — это точно, ведь в наш регион переехали большие и маленькие заводы и их рабочие. Началось строительство заводов, люди обживались на новом месте, входили в рабочий режим.
По словам историка, в 1943 году возникла идея наглядно оформить эту информацию: как наша область выполняет обязательства и план. Летом 1943 года в Челябинске прошла областная партийная конференция, на которой принято решение направить письмо товарищу Сталину. Лымарев цитирует его строки: «Все наши заводы и фабрики будут работать строго по графику, построим и пустим четыре новые домны, две коксовые батареи, девять мартеновских печей, четыре электропечи, два трубопрокатных стана, автомобильный завод. Приложим все силы, чтобы с честью выполнить любое задание Государственного комитета обороны».
Работа началась
Передо мной лежит внушительных размеров трактат. Мы с Александром Лымаревым спустились к хранилищу, где рапорт находится вот уже 80 лет. Ученый знает об уникальном экспонате архива интересные данные. Так, над его созданием работали около 100 человек. Обложка сделана из натуральной кожи определенной выработки. Ее украшает щит и картина уральской природы - гравюра златоустовского мастера Ивана Ильича Ногтева.
«Политически грамотный и идеологически выдержанный товарищ. Партийных взысканий не имеет», — содержалось в его характеристике от 1942 года. Вполне можно представить, какой жесткий отбор прошли претенденты на участие в изготовлении рапорта. Вес получившейся книги - порядка 25 килограммов вместе с футляром. Последний должен был защищать информационное послание от возможного посягательства, поэтому сделан из пуленепробиваемого оргстекла и весит пять кг.
В группу по написанию рапорта включили 41 предприятие региона. На каждое уходят письма с просьбой самим сделать эскизы своей страницы. Если что-то не нравилось редколлегии, летели замечания: «Завод № 34 - фотографии слабоваты, исправить грамматические ошибки; трест «Челябинск- уголь» - на фото нет угля, много людей - это брак».
Известно, что рапортов сделали несколько. Но на втором экземпляре фамилию Сталина убрали в 50-60 гг, сейчас он хранится в Государственном историческом музее Южного Урала.
Дошел ли до Сталина рапорт, так много значащий для предприятий региона? Скорее всего, говорит Лымарев, в Москву его действительно возили. Кто-то из руководящего состава страны его видел. А потом альбом вернули в Челябинск как достопримечательность.
Каким же было содержание?
На первой странице представлен Магнитогорский металлургический комбинат имени тов. Сталина. Это был крупнейший центр по производству металла в годы войны. Магнитка одна соревновалась со всеми европейскими странами по выдаче металла. Но по статистике — на странице никаких конкретных цифр опять же нет. Содержится информация, что план перевыполнен на столько-то процентов. Известно, что доля качественной и легированной стали в общей выплавке составляла в 1945 году 83% против 12% в начале войны, а для погрузки продукции комбината требовалось более 200 вагонов в сутки.
Кировский завод — Танкоград — следует за Магнитогорском. В годы Великой Отечественной он объединил усилия трех крупных завода - это сам ЧТЗ, а также Ленинградский кировский и Харьковский моторостроительный. Страница демонстрирует выпускаемые легендарным Танкоградом танки и самоходки.
Особое место — челябинский ферросплавный завод (ЧЭМК). Сейчас на этот завод обращено пристальное внимание в связи с переходом его в государственную собственность. Это единственный завод, производивший ферросплавы в годы Великой Отечественной. Качественный металл без него выпустить было невозможно. Госкомитет обороны скомандовал тогда увеличить продукцию вдвое. Николай Деханов — директор и трудовой коллектив справились с задачей. Если сравнивать показатели 1940 и 1945 годов, то рост выпуска составил 209 процентов.
Предприятие оргстекло — это завод К4. Он запущен летом 42 года силами эвакуированных из Ленинграда рабочих. Выпускал оборонные изделия. Шифр К4 — это бронированные козырьки из оргстекла для самолетов-штурмовиков и истребителей. И после войны завод работал на авиапромышленность, а так же на народное хозяйство - выпускал бытовые изделия самого широкого профиля, но в начале 21 века был закрыт.
Следующий - 701 завод — производил реактивные минометы «Катюша», это завод имени Колющенко. Причем самой «Катюши» нет на фото — это тоже военная тайна. До войны он делал сельскохозяйственные машины. В годы войны предприятие поставляло на фронт 45 «Катюш» ежемесячно, это знают историки, но в рапорте цифр нет.
Автомобильный завод Миасса - еще один из тех, что был построен в годы войны. В регион в конце 1941 года был эвакуирован Московский автозавод. В 44 году здесь объединяют 3 завода, и легендарные грузовые трехтонные автомашины ЗИС-5 выпускает именно он.
Возможно, современного человека рапорт не потрясет так, как живущего в годы войны. Роль и значение этого уникального документа заключается в его содержании. Челябинская область, как и весь Урал, в годы войны стала «опорным краем державы», где производилось все необходимое для фронта. И Рапорт – тому наглядное подтверждение. На его страницах отражены подвиги директоров предприятий и рядовых рабочих, в тяжелейших условиях военного времени создававших уникальное оружие. То самое, которое сломила хребет доселе несокрушимой нацистской армии и привело нас к Победе!