Почему особняки и магазины дореволюционных купцов стали памятниками архитектуры, в дома и офис-центры современных предпринимателей называют безвкусицей? За что сибиряки недолюбливали челябинцев? И верно ли, что пищевая промышленность активно росла на Южном Урале ещё более 100 лет назад?
Ответы на эти вопросы знает Надежда Сидоренко, доктор исторических наук, профессор кафедры отечественной истории и права Южно-Уральского государственного гуманитарно-педагогического университета.
От Сибири до Индии
Эльдар Гизатуллин, «АиФ-Челябинск»: Вы занимаетесь историей южноуральского купечества достаточно давно - получается, ещё с того времени, когда купцы воспринимались скорее негативно, в отличие от того же пролетариата.
- А какое дело было наиболее прибыльным?
- До середины XVIII века средства вкладывали в основном в переработку сельско-хозяйственного сырья. Затем начали развиваться заводы, и здесь тоже большую роль сыграли купцы. А геополитическое положение Челябинска изменилось после строительства Самаро-Златоустовской железной дороги, этого предвестника Транссиба. В нашем городе тогда появился таможенный перегон - на каждом пуде зерна можно было нажить 8-10 копеек, что считалось хорошей прибылью. Мы стали перевалочным пунктом между зерноводческими районами Сибири и Центральной Россией. По данным знаменитых Брокгауза и Ефрона, в 1900 году из 42 млн тонн зерна не менее 25 млн шло через Челябинск. Поэтому неудивительно, что в городе стала развиваться мукомольная промышленность.
- Получается, ещё более ста лет назад Челябинск был центром пищевой промышленности. История повторяется?
- Верно. Депутат 2-й Государственной думы Иван Жилкин, который посетил Челябинск в 1909 году, писал, что если в 1901-м в пяти уездах вблизи нашего города было 9-10 крупных паровых мельниц, то в 1909-м их насчитывалось уже 34. Депутат рассказывал, что всякий купец, накопив 150 тысяч рублей, ставит мельницу, а потом разоряется, так как содержать предприятие было дорого. Тем не менее мукомольная промышленность сохраняла свои лидирующие позиции вплоть до революции. Сибиряки, кстати, болезненно относились к этой роли Челябинска - считали, что он паразитирует на транзите. Я даже помню, как мой дед, родом из столыпинских переселенцев (вместе с товарищами они целую деревню в Сибири основали), говорил об этом.
Вместо грязи - шоссе
- А какую челябинскую мельницу можно назвать самой известной?
- Думаю, это мельница братьев Кузнецовых. Это был настоящий шедевр промышленного дизайна. Она находилась недалеко от нынешней «Водной» станции детской железной дороги.
Сейчас уже мало кто знает, откуда такое название, так как поблизости никакой водной станции нет. Но когда-то там была большая запруда для кузнецовской мельницы, я в детстве ходила туда, как и многие челябинцы, купаться. Там располагался оборудованный пляж - с вышками, кабинками, всем необходимым. Но после строительства Шершнёвского водохранилища течение реки замедлилось, берега стали заболачиваться, а очищать дно посчитали слишком дорогой затеей. От того пляжа уже ничего не осталось. Пострадала и мельница: там дважды прогремели мощные взрывы - в 1960-х и 1980-х годах. Теракты тут ни при чём - скорее всего, сдетонировала взвесь муки в воздухе. Такое, к сожалению, случается.
- Жаль, что здание не сохранилось в изначальном виде.
- Да, потому что даже к промышленным зданиям тогда относились по-другому. Власти требовали, чтобы и утилитарные постройки украшали город. Кстати, купец Алексей Кузнецов обязался также замостить всю улицу Ивановскую - нынешнюю улицу Труда. В ту пору это была набережная реки, к водопою часто спускался скот, так что можно представить, какая грязища там была. Проект оказался очень дорогостоящим, купец подорвал и своё финансовое положение, и здоровье, но зато участок от Мелькомбината до пересечения улиц Труда и Энгельса долгое время называли Кузнецовским шоссе.
Не надо думать, что все купцы благоденствовали. В 1911 году, например, был сильный неурожай, мельницы стояли без дела. Конечно, кто-то и обанкротился.
Телефоны - бесплатно!
- А кто из дореволюционных челябинских купцов претендует на звание олигарха?
- Возможно, Василий Колбин, хотя олигархом я его всё-таки не стала бы называть. Он был выходцем из семьи челябинских первопоселенцев. Первым построил в городе электростанцию (при помощи инженера Евсея Рощупкина), провёл освещение на три улицы, построил первый кинотеатр, был инициатором открытия телефонной линии. За счёт Колбина телефоны установили в городской больнице, пожарной части и городской управе. Интересно, что после смерти Колбина в его особняке и на прилегающей территории находилась паровая электростанция, а потом - трамвайное депо. Мы до сих пор можем видеть этот дом по адресу: улица Труда, 66.
- Заметил, что почти каждый сохранившийся старый дом в Челябинске - это купеческий особняк.
- Более того, есть даже особый купеческий стиль. Купцы любили украшать дома особой каменной кладкой над окнами и дверьми. Это так называемый ковровый узор. Часто использовали ковку, литьё. Многое разрушено, но и то, что осталось, впечатляет. Вершина этого искусства, по моему мнению, дом Архипова на перекрёстке улиц Васенко и Коммуны. Этот дом сейчас на балансе МВД, его отремонтировали, но, увы, сейчас в особняк просто так не зайдёшь.
- А чем похожи и не похожи тогдашние купцы на современных предпринимателей?
- Они похожи, вероятно, тем, что это особый тип людей: тут ведь требуются большая энергия, смелость, хватка. Но я обратила внимание, что купцы были и физически сильными людьми, это заметно по их портретам. И тогда, и сейчас бизнес нередко семейный. А непохожи тем, что купцы больше ориентировались на внутренние проблемы города, региона и страны. Финансовое направление не было главным. Я не случайно упомянула промышленный дизайн - многие постройки тех времён сейчас стали достопримечательностями. И не потому, что они старые - они просто построены на совесть. Даже магазины становились настоящими архитектурными памятниками. Взять для примера торговый дом купцов Валеевых. Всех при открытии магазина (ныне ул. Кирова, 104) в 1911 году особенно поразили огромные витрины. Рассказывали, что в одной из них была сконструирована льдина с белым медведем, который держал в лапах валенки и шубу из медвежьего меха. А у нас сейчас зачастую строят здания-однодневки. Да и городские власти до революции выдвигали более жёсткие требования. А купцы с властями активно сотрудничали, были патриотами своего города. В Челябинске лет пять назад пытались заставить предпринимателей благоустраивать прилегающие участки, но ничего, кажется, из этого не вышло. Надо это положение менять. Кивают на Москву, говорят, что мы провинциальный город, так быстро не поменяемся. Но ведь дореволюционный Челябинск был ещё более провинциальным! Однако менялся в лучшую сторону.
Досье
Надежда СИДОРЕНКО. Родилась в 1957 году в Челябинске. Окончила ЧГПУ в 1985-м. Работала в челябинской школе № 1, в музее «Орлёнок». С 1996 года трудится в Южно-Уральском государственном гуманитарно-педагогическом университете (бывший ЧГПУ).
Кстати
Про привычки купца Василия Колбина рассказывали настоящие легенды. Говорили, например, что в его кабинете находится чучело огромного медведя и чугунная статуя негра в шляпе. Попасть в кабинет считалось большой удачей. Впрочем, недругов у Колбина тоже хватало. Тогдашнего «олигарха» обвиняли в том, что он нажился на хлебных спекуляциях, золотых приисках и откатах при строительстве железной дороги.
«АиФ-Челябинск» в социальных сетях:
Twitter аккаунт; страница ВКонтакте; профиль на Facebook.