Писательница Наталья Левитина: «Кайф - видеть, что твои книги читают»

Писетельница Наталья Левитина считает, что бумажных книг будет всё меньше. © / Официальный портал органов власти Чувашской Республики

О том, как выжить в новых условиях челябинская писательница, автор детективов Наталья Левитина рассказала корреспонденту «АиФ-Челябинск».

   
   

У меня не конвейер

Инна Панкова, «АиФ-Челябинск»: Расскажите, какие шторма сейчас сотрясают книжный рынок? И есть ли вообще у бумажных книг будущее?

Наталья Левитина: На мой взгляд, всё идёт к тому, что бумажных книг будет становиться всё меньше. Постепенно весь писательский труд уходит в виртуальную реальность. Скажу о себе. Где-то лет пять назад я вдруг обнаружила в пиратских электронных библиотеках все свои книги (тогда их было 18).

Всё просто: забиваешь в поисковике «Наталья Левитина, скачать бесплатно», и тебе выдают сотни пиратских ресурсов, где размещены мои тексты без моего ведома. Что в результате? Если можно бесплатно скачать произведение, то тогда вроде и бумажные книги покупать не надо, тем более что стоят они недёшево.

Когда книги ушли в Интернет, резко упали их бумажные тиражи. Издатель уже не может продавать их в прежнем количестве, значит, он уменьшит тиражи и не будет допечатывать книги, вышедшие раньше. Автор тоже в проигрыше, потому что гонорар рассчитывается от тиража. Я не говорю о топовых авторах, которые имеют миллионные рекламные бюджеты и которых все знают - их единицы, нельзя на них ориентироваться. Я пишу не быстро, одну-две книги в год, у меня не конвейер, литературные негры на меня не работают. Едва у меня появляется новая книга, вскоре она загадочным образом оказывается в электронных пиратских библиотеках. Отследить это невозможно.

13 тысяч страниц в сутки

- А как выглядит законный, не пиратский путь автора к читателю в Интернете?

- О, есть разные пути! Например, я заключила договор с «Литрес», это сегодня самая крупная интернет-платформа, которая официально работает с авторами. Там оговорены мои права, предусмотрены отчисления, но они после всех вычетов и налогов просто микроскопические. Появились и читатели нового поколения - те, кто принципиально не скачивает у пиратов ворованные тексты, а покупает электронные книги.

   
   

Полтора года назад неожиданно обнаружила, что мои бумажные книги продаются на ресурсе «Амазон» (мировая торговая интернет-платформа, где продаётся всё: от иголки до вертолёта.- Ред.). Причём там мои бумажные книги продавались по цене от 10 до 40 долларов. Значит, на них есть спрос!

Когда я впервые самостоятельно разместила на «Амазоне» несколько электронных книг, то ощутила невероятное чувство свободы. Впервые в цепочке «писатель - читатель» не стало посредников. «Амазон» предоставляет платформу, а ты сам делаешь обложку, редактируешь и выкладываешь свой текст.

Самое чудесное там - статистика, позволяющая автору наблюдать, как идут продажи и сколько страниц прочитано. Однажды за сутки график подпрыгнул на 13 тысяч страниц. Для автора такой кайф - видеть, что твои книги читают, что они нужны. Жаль, «Амазон» не приветствует прямое сотрудничество с российскими авторами, опять же требуется посредник. Один из таких посредников - электронная платформа «Ридеро». С их помощью я выложила на «Амазоне» несколько произведений.

Сейчас у российских авторов всё же появляется возможность как-то зарабатывать на электронных книгах. Впрочем, это нельзя сравнивать с доходами англоязычных авторов, которые продают по 5 тысяч электронных книг в день.

За хобби не платят

- То есть сейчас сложилась ситуация, когда писательским трудом невозможно заработать на хлеб насущный?

- По большому счёту, сейчас многие писатели приходят к неутешительному выводу: их труд, то, чем они занимались профессионально, превращается в хобби. Да, творчество - это для души, это самореализация. Но за хобби не платят денег. Иначе это будет самореализация за чужой счёт. Получается, надо искать другую работу?

- То есть сегодня новые книги Наталья Левитина пишет, но они не издаются. И как ваша семья реагирует на такую ситуацию?

- Муж Дмитрий всячески поддерживает. В последний год от издательства нет гонораров, но всё равно я сижу и пишу… И он не говорит мне: «Хватит писать свои книги». Так он не скажет, потому что понимает: для меня творчество, литературный труд - это очень важно.

Раньше, когда дети были маленькие, я всегда писала книги по ночам, часов до трёх-четырёх ночи. Потом вставала в семь утра, и начинался новый день. Жила в таком режиме много лет.

- Сейчас дети выросли. Что-то изменилось?

- Да, они повзрослели, не надо, как раньше, возить их по маршруту «школа - бассейн - развивающий центр», делать с ними уроки и т. д. Стало заметно больше свободы, можно и днём сочинять детективы.

Такие разные близнецы

- Ваши старшие дети уже определились с выбором профессии?

- И да и нет. Да - потому что все они учатся и получают профессиональное образование, нет - потому что в 17 лет человеку трудно сделать какой-то окончательный выбор, жизнь может по-разному сложиться, возникнут новые интересы, новый жизненный сценарий.

Старший, Владислав, учится в Челябинском многопрофильном колледже. Он по характеру спокойный, уравновешенный, основательный. Но если ему кажется что-то несправедливым, то он может постоять за себя.

Близнецы учатся в Южноуральском техническом колледже. Эдик - на архитектурном факультете, Стас - на строительном. Я не устаю удивляться тому, какие они разные. Казалось бы, родились в один день, внешне очень похожи, а вот характеры… Эдик такой задумчивый, мечтательный, он изумительно рисует. Стас - огонь, энергия, с прекрасным воображением и памятью. Сейчас они все втроём пошли учиться на автокурсы, это была инициатива старшего брата.

- Как они ладят между собой?

- Между братьями хорошие отношения, они и советуются друг с другом, и поддерживают. Но в подростковом возрасте был жуткий период, когда они без конца ругались и дрались. Теперь они дружно живут, и к младшей сестре Александре (ей 12 лет) очень нежно относятся.

Она у нас на особом положении. Я ведь даже и не мечтала о девочке. После трёх сыновей речь не шла о четвёртом ребёнке, я и не надеялась… Тем более муж сказал, что «у нас в роду девочки не рождаются», и тут вдруг - такой фантастический подарок!

Сверкнула молния

- Наташа, а с мужем часто бывают конфликты?

- Почти никогда. Мы не ссоримся, мы ощущаем себя одной командой. У нас слишком большой объём работы в семье, и если мы не станем помогать друг другу, то семьи не будет. Мы изначально нацелены на сотрудничество. Любая семья требует эмоциональных и психологических вложений. Надо работать над этим, уметь договариваться, уступать друг другу.

- Ваш семейный стаж…

- Юбилейная дата - 20 лет, свадьба у нас была в конце июня 1996 года. Мы вместе работали в транспортной инспекции, ещё когда жили в Караганде, там и познакомились, у нас был служебный роман. Но на самом деле мы увидели друг друга раньше, ещё до знакомства на работе. Мы шли навстречу друг другу по осенней золотистой аллее, я увидела его, и мне показалась, что сверкнула молния. И он потом мне рассказал, что в тот момент почувствовал то же самое. Это была любовь с первого взгляда. Не верьте, когда говорят, что так не бывает.

Смотрите также: