Книги из рубах. Эксперт – об уникальных экспонатах в уральской библиотеке

Заведующая отделом редких книг, Юлия Винник, с экземпляром Напрестольного Евангелия. © / Екатерина Бурдуковская / АиФ-Челябинск

Книги, изъеденные книжным червём, бумага из крестьянских рубах, чернильные орешки, атлас без Австралии и Антарктиды, и учебник Ломоносова – всё это можно увидеть в Челябинской областной универсальной научной библиотеке (более известной как Публичная библиотека – прим.ред.).

   
   

О тонкостях работы с книжными памятниками и некоторых уникальных экземплярах, которые собраны в отделе редких книг, корреспонденту chel.aif.ru рассказала его заведующая Юлия Винник. Подробности в нашем материале.

Живая история

Сейчас фонд отдела редких книг Публичной библиотеки составляет около 15 тысяч (14953) экземпляров и распределён в 29 коллекций: 25 коллекций книг до 1946 года выпуска и четыре коллекции – после 1946 года. Из них считаются книжными памятниками – 5123 экземпляров.

«Отдел участвует в национальном проекте «Культура». Книжные памятники мы оцифровываем, уже перевели в цифровой формат более 600 редких изданий, их можно посмотреть в Уральской электронной библиотеке», – комментирует Юлия Винник.

Самое раннее печатное издание фонда – знаменитая «Острожская Библия» Ивана Фёдорова, датируется 1581 годом. Она была приобретена у жителя Сатки в 1985 года за 1250 рублей.

Бесценные книжные экспонаты. Фото: АиФ-Челябинск/ Екатерина Бурдуковская

Книги попадали в библиотеку разными путями: их дарили, покупали, присылали в качестве трофейных коллекций, репарации - многие экземпляры «книжных памятников» имеют свою историю жизни и путешествий. И каждый является частичкой живой истории человеческой культуры и цивилизации.

Сдуваем пылинки

«С книгами работают только в перчатках, каждая книга хранится в футляре из бескислотного картона. Раз в год производится обеспыливание всего фонда специальным пылесосом, мы, буквально, сдуваем с книг пылинки. Плюс в хранилище книги располагаются в закрытых металлических шкафах при определенном температурном режиме. Жировые и кислотные контакты, воздействие высоких и низких температур ценным старинным экземплярам противопоказаны», – рассказывает заведующая отделом о мерах безопасности при работе с редкими книгами.

   
   

Кожаные переплёты оригинальных изданий регулярно жируются составом на основе различных масел, остальные поверхности обрабатываются специальным средством. Часто переплёт у старых книг бывает из кожи, а сама обложка – деревянная.

Каждый экземпляр хранится в футляре из бескислотного картона. Фото: АиФ-Челябинск

Книжные памятники – это ценность. Их стараются хранить в том виде, в котором они есть, без реставрации. Потому что любое изменение, сделанное даже с целью сохранения, будет уменьшать ценность оригинала. Во время выставок издания демонстрируются только ограниченное время, чтобы не подвергать долго воздействию солнечного света.

Есть на что посмотреть

Например, в коллекции прижизненных изданий классиков литературы есть единственный экземпляр книги Александра Сергеевича Пушкина. Произведение «Братья-Разбойники», 1827 года. Тонкая книжечка без переплёта хранится в изначальном виде, без реставрации.

Как рассказывает Юлия Винник, ранее книги издавались без переплёта и уже сами владельцы проявляли заботу о собственности, делая для книг обложки в мастерских, и это было не дешёвое удовольствие. Книги были предметом роскоши, который могли позволить себе только состоятельные люди и организации.

Праздничное печатное издание «Евангелие от Матфея» 1903 года выпуска притягивает взгляд. Обложка из латуни с чеканкой на религиозную тему. Оклады таких книг делали также из золота и серебра металлов, украшая драгоценными камнями. Напрестольное Евангелие для праздников и богослужений весит восемь килограммов, выносят его на праздниках подняв высоко над головой и кладут на стол. На нижней обложке книги есть для этого специальные «ножки».

По такому же учебнику грамматики учился Михаил Ломоносов. Фото: АиФ-Челябинск/ Екатерина Бурдуковская

Первые учебники на Руси появились в 17 веке. В 1619 году был впервые издан учебник грамматики, его автор Мелетий Смотрицкий. В Публичной библиотеке есть экземпляр этого учебника 1648 года издания. Деревянная обложка и кожаный переплёт. Орфография, этимология, синтаксис – все разделы, как в современной науке.

С подобным экземпляром грамматики Михаил Ломоносов пришёл в Москву поступать в Славяно-греко-латинскую академию. По такому учебнику он научился читать и писать.

Географический атлас 1737 года издания интересен тем, что можно проследить развитие истории географии. Атлас был подарен отцом своему сыну Петруше Коптеву, о чём имеется дарственная надпись. Мальчик настолько увлекся географией и полюбил этот атлас, что собственноручно раскрасил его акварельными красками. Изначально издание было чёрно-белое.

Атлас, на котором нет Австралии и Антарктиды. Фото: АиФ-Челябинск/ Екатерина Бурдуковская

Все карты в атласе представлены согласно научным представлением того времени. Так, например, триста лет назад на картах не было двух материков, – Австралии и Антарктиды. А карта Евразии с государствами нарисована с точки зрения европейцев, поэтому Россия занимает на ней намного меньше места, чем это было на самом деле.

С книгой обращались очень бережно. Но поскольку пользовались часто, даже плотные льняные страницы протерлись в местах перелистывания, и бывшие владельцы их старательно проклеили. Зато цвета акварельных красок сохранились яркими.

Бесценны, как произведения искусства

Рукописная книга 1790 года создания: ответы старообрядческих священников на вопросы семьи, брака и социальных отношений – произведение искусства. Деревянная обложка и кожаный переплёт, написана на льняной бумаге железо-галловыми чернилами. Шрифт практически неотличим от печатного, настолько каллиграфически чётко писал мастер.

Рукописное издание 1790 года, все иллюстрации тоже выполнены вручную. Фото: АиФ-Челябинск/ Екатерина Бурдуковская

Иллюстрации тоже нарисованы вручную. Глядя на рукопись, понимаешь, откуда идёт выражение «с красной строки». Первая заглавная буква на странице написана красной киноварью, и занимает значительную часть поверхности.

Льняная бумага создавалась из старых крестьянских рубах и полотнищ. Изготовители ездили по деревням, собирали всевозможные старые льняные изделия, измельчали, замачивали, чтобы получилась однообразная кашеобразная масса, затем выливали на сетку и помещали под пресс. В результате, высыхая, масса превращалась в плотные листы льняной бумаги. Она в разы более стойкая, чем целлюлозная и легче переносит воздействие окружающей среды. Книги из льняной бумаги намного лучше сохраняются в течение долгого времени. На каждом листе есть водяной знак производителя. Наличие таких знаков подтверждает оригинальность и ценность книги.

Каждый производитель бумаги имел свои водяные знаки, по ним, в том числе, подтверждается подлинность книги. Фото: АиФ-Челябинск/ Екатерина Бурдуковская

Натуральные железо-галловые чернила, которые использовались для рукописных книг, тоже очень «выносливые». Они изготавливались из «дубовых орешков» – шишечек на дубовых листьях, которые являются коконами для личинок насекомого (обыкновенной дубовой орехотворки).

Эти орешки собирали, сушили, перемалывали, заливали водой и добавляли туда ржавые гвозди. В течение двух-трёх месяцев эта смесь настаивалась в тёмном помещении, темнея и густея. В конце, для вязкости в настой добавляли мёд, и в результате появлялись стойкие и яркие чернила, которые, сохраняют цвет веками и, также, устойчивы к воздействию влаги.

Книга «Псалмы Давида» вся изъедена книжным червём. Фото: АиФ-Челябинск

Книга «Псалмы Давида» – песенник на латинском языке, 1612 года издания, вся изъедена книжным червём, – личинками насекомых, которые питаются бумагой. Уникальна не только сама книга, но и история её появления в фонде.

Экземпляр был подарен библиотеке в 1967 году родственниками солдата, который привез её после окончания Великой отечественной войны. В 1945 году, после битвы за Кёнигсберг (сейчас это Калининград – Прим.ред.), наш земляк нашёл эту книгу на развалинах города.

Он не использовал её на самокрутки, как это часто бывало в те годы, а сохранил нетронутой и привёз домой в Челябинск. А ранее книга принадлежала библиотеке Валленродта. Много книг в результате военных действий были уничтожены, сейчас в России осталось не более двухсот экземпляров из некогда многотысячной коллекции.

Все книжные памятники, хранящиеся в челябинской Публичной библиотеке, являются национальным достоянием, они бесценны. Книги из фонда не выдаются на руки и не продаются. Их можно посмотреть под контролем сотрудника отдела, по запросу, или увидеть некоторые экземпляры на регулярно меняющихся экспозициях. А для того, чтобы поработать с каким-то экземпляром до 1830 года издания в научных целях, необходимо специальное разрешение.

Новости и статьи АиФ-Челябинск в Telegram – подпишись!