Тысяча евро - за совет. В дизайне появилось новое перспективное направление

Одно лишь правильное оформление витрины может увеличить поток покупателей. © / Русско-Британский Институт Управления / АиФ

В России и в Челябинске зарождается новое направление обучения - визуальный мерчандайзинг. Набор открыт пока в одном вузе Челябинска. Но спрос на специалистов этого профиля в нашей стране и за рубежом растёт в геометрической прогрессии.

   
   

Керри Микин - преподаватель и известный специалист по оформлению витрин и внутреннего пространства магазинов. Она приехала из столицы Ирландии Дублина, чтобы подготовить челябинских студентов к выступлению на европейском этапе чемпионата WorldSkills по компетенции «визуальный мерчандайзинг».

Уехать за границу и зарабатывать в евро

- Большинство слышит о визуальном мерчандайзинге впервые. Насколько это направление развито в России, не говоря уже о Челябинске?

- Раньше мы назывались витринистами и занимались оформлением непосредственно самих витрин. Где-то в 1990-х годах появилось понятие «художник витрины». Затем магазины стали меняться, акцент начали делать на красивом оформлении и презентации товара внутри павильона. Сейчас визуальный мерчандайзер - это специалист, который отвечает за весь магазин (причём не только разрабатывает концепцию, а пилит, красит, забивает гвозди - монтирует манекены и элементы дизайна самостоятельно, своими руками. - Ред.).

Конечно, в таких городах, как Москва и Питер, есть профессиональные витринисты, большие торговые центры типа ГУМа и ЦУМа уже похожи скорее на галерею, чем на торговые площади. Сейчас оформление витрин - одно из самых перспективных направлений дизайна, эти люди приносят очень быструю прибыль владельцам магазинов. С помощью дизайна витрина превращается в картину, что побуждает покупателя обратить внимание на ту или иную коллекцию.

Возвращаясь к вопросу - есть ли в Челябинске магазины, витрины которых могут поразить? Уникальная выкладка, замечательные решения товарного соседства? Нет. Работа визуального мерчандайзера и заключается в том, чтобы изменить это.

- Насколько профессионально выполненная витрина может увеличить выручку магазина?

   
   

- Сейчас розничные магазины переживают непростые времена из-за высокой конкуренции. Не только среди других магазинов, но и из-за развития онлайн-продаж. Чтобы сохранить товарооборот, владельцам приходится опираться на исследования и придерживаться их. Есть достаточно много работ, которые доказывают прямую зависимость привлекательного внешнего вида магазина и уровня продаж.

- Может, пример из вашей практики? Ведь вы 30 лет занимаетесь этим видом дизайна.

- Чтобы пример был показателен, нужно понимать, о каком магазине и бренде идёт речь. К сожалению, все витрины, которыми я занималась, находятся в основном в Ирландии. Но есть один интересный случай, который произошёл со мной. В Дублине есть магазин, владелец которого попросил у меня консультации по оформлению витрины и внутреннего пространства. Я встретилась с руководством, составила доклад и в отчёте указала, что им обязательно следует нанять на постоянную работу профессионала в сфере визуального мерчандайзинга. Даже порекомендовала человека.

Через шесть месяцев один из директоров позвонил мне и сказал, что это было лучшим бизнес-решением, которое они когда-либо принимали. И сказал: «Я бы хотел тебя  отблагодарить». На мою электронную почту пришло сообщение. Я была без очков и попросила сына посмотреть. Там был чек на тысячу евро. Я была удивлена. Но становится понятно, насколько работа профессионального мерчандайзера важна для бизнеса.

Каждая деталь витрины должна быть создана автором. Фото: АиФ/ Русско-Британский Институт Управления

Бесплатная реклама

- Что для вас идеальная витрина?

- Есть один американский магазин Anthropologie, он также представлен в Европе. Они продают не просто одежду, в целый образ жизни с соответствующей обстановкой: одежда, мебель, предметы обихода. Всё связано в одну историю. Это отличный пример нового видения в сфере продаж, нового подхода. Это не моя концепция, это лишь правильный наглядный пример.

«Золотое» правило в визуальном мерчандайцинге - создать атмосферу. Важно первое впечатление от магазина, в который вы заходите: уровень товара, его расположение. Вызывает ли магазин желание у покупателя пройти, посмотреть всё.

- С чего начать челябинским магазинам, чтобы стать привлекательнее для покупателей?

- Они должны прежде всего инвестировать в подготовку персонала, чтобы сотрудники магазина знали все методы оформления витрин. Особенно если магазин большой, нужно искать профессиональных витринистов, творческих, которые полностью поглощены своим делом.

Но начинать преображение магазина, безусловно, нужно с витрины. Витрина - это лучшая реклама. Она бесплатная, она у вас есть, не надо давать никаких объявлений. Люди проходят и видят ваш магазин, хорошая витрина всегда привлечёт покупателя.

Челябинск глазами европейца

- Вы впервые в Челябинске. Говорят, первое впечатление самое сильное.

- Сейчас аэропорт готовится к международной конвенции в следующем году, поэтому, когда я приехала, мне было интересно, почему там так много людей. Дорога была хорошая, мы проезжали большие производственные трубы, я также видела озеро, центр города. Оказалось похоже на небольшой Чикаго.

Я уже поездила по городу и понимаю, что это он относительно новый. В Ирландии, и я часто езжу в Лондон, там часть улиц выглядит намного старее. Приезжая из Ирландии, удивляешься, что здесь люди преимущественно живут в квартирах. Но здорово, что у многих есть дачи. Вам очень повезло, что в городе много парков. Я вчера гуляла в одном из городских скверов, там люди отдыхали, проводили время с семьями, это очень здорово.

- Вы как художник с каким цветом ассоциируете наш город?

- Несомненно, оранжевый. Летом у вас очень жарко, это даже слишком для меня. И к тому же два дня подряд я наблюдала невероятно красивые оранжево-красные закаты. Я знаю, что у вас бывает холодно, но всё равно я буду думать, что в Челябинске жарко.

- В Челябинске в прошлом году было принято решение ввести дизайн-код для рекламных конструкций, вывесок и баннеров. Обещали даже выбрать средний размер букв. Что говорит вам опыт: современный город - это буйство красок или лаконичный стиль?

- В большинстве городов Западной Европы (они сумасшедшие по поводу этой уличной рекламы, вывесок и т. д.) чем ярче, тем лучше. Некоторые места, такие как Таймс-сквер в Нью-Йорке, площадь Пикадилли в Лондоне, более выдержаны.

Но в основном это выглядит разрушительно. В колледже, где я преподаю в том числе графический дизайн, у нас большие дебаты о графике и уличных вывесках. Визуальный шум всё-таки раздражает. Дизайн может быть кричащим или спокойным, большим или маленьким, главное - он должен быть выполнен со вкусом, создан профессиональным человеком.

Кто-то должен украсить города

- Есть ли спрос на визуальных мерчандайзеров в России?

- Местные эксперты утверждают, что российское правительство сейчас интересуется визуальным мерчандайзингом. Они надеются, что красивые витрины украсят город.

В стратегиях развития ведущих мировых мегаполисов - Мюнхен, Токио или Нью-Йорк - оформление витрин рассматривается как новая одежда городов. Проходя по главной улице Мюнхена, вы идёте будто по картинной галерее. Это привлекает огромное количество туристов, которые приезжают просто на это посмотреть. Появился даже такой вид туризма - приезжать в города к праздникам (День святого Валентина, Рождество и т. д.). И Россия тоже на этом пути.

В Ирландии население - 5-6 млн человек. Мне приходится отклонять студентов, потому что спрос на эту специализацию высок. Я беру всего 22 студента в год. После выпуска они работают в Нью-Йорке, Лондоне, по всему миру. Если подумать о численности населения в России, думаю, спрос будет огромный на эту программу.

- Чемпионат EuroSkills пройдёт в Будапеште уже в сентябре этого года. Как идет подготовка и как себя показывают наши студенты, челябинские и вообще российские?

- Они работают с большим энтузиазмом, очень упорно и с большим усердием. Это очень хорошие студенты с большим творческим потенциалом. Возможно, не стоит об этом говорить, но я не большой фанат чемпионатов WS, хоть и являюсь международным экспертом. На мой взгляд, соревнования должны быть лишь частью образования и подготовки, а не наоборот. Включение критериев оценки WorldSkills в систему образовательных дисциплин не обязательно.

Тем не менее студенты готовятся к EuroSkills, и мы уже понимаем, какие серьёзные требования предъявляются к тем же цветовым решениям, например. На наших тренировках мы посмотрим витрины, признанные лучшими на прошлом чемпионате, и попробуем их переделать, улучшить. Это будет полезная практика.