Челябинские интеллектуалы в предвкушении одной из самых долгожданных и изысканных фотовыставок года. С 11 по 26 ноября Музей изобразительных искусств представит около сотни амбротипов – снимков на стекле, сделанных с помощью мокрого коллодионного процесса. Сложнейшую технологию, изобретённую на заре развития фотографии, восстановил мастер спорта международного класса по пауэрлифтингу Алексей Серебряков. Ещё недавно он ставил мировые рекорды по тяге поезда и самолёта, а теперь предстанет перед широкой публикой в новом амплуа.
Мы поговорили со стронгменом и фотографом о том, почему односторонне развитые спортсмены - это порочный шаблон, чем уникален амбротип, и какие преграды приходится преодолевать на пути к хорошему снимку.
Работа над ошибками
Екатерина Степанюк, «АиФ-Челябинск»: Большинство людей знает тебя в первую очередь как спортсмена, силача. И тут персональная выставка, да ещё на такой солидной площадке. Как в тебе проснулось творчество?
- То есть шутки о недалёких спортсменах – стереотип?
- Нельзя судить о человеке, не зная его. Не только у спортсменов сейчас низкий уровень грамотности. Каждый день в социальных сетях мне приходит по 50 сообщений. И если хоть два из них написаны без ошибок, это уже хорошо. Кто-то может подумать, что я злой, ибо в беседе всегда поправляю. Но я работаю над собой и жду этого от окружающих. Если пунктуационные ошибки ещё проскальзывают, то с орфографией у меня проблем нет.
- А какое у тебя образование?
- Самостоятельное. Я учился в педагогическом университете на преподавателя ОБЖ и физкультуры, но потом увлёкся спортом. Сложно было совмещать, поэтому вуз так и не окончил.
Школьная химия пригодилась
- Амбротипия – один из сложнейших видов фотографии. Почему выбрал такую технику?
- Бумаги выцветают, а «амброс» – значит «вечный». Благодаря тому, что изображение закрыто лаком, до нас дошли амбротипы 1850-х годов. Так мы узнали, как выглядел Авраам Линкольн и Крымская война.
Я шёл к этому постепенно, расширяя свой фотографический язык. В России сегодня только около 30 фотографов профессионально делают амбротипы. Освоить эту технику мне помогли мастера из Москвы и Санкт-Петербурга. Пригодились школьные знания по химии, я тогда даже на олимпиады ездил! Долго пришлось собирать растворы, достать серебро, бромид кадмия и йодид калия в нашей стране сложно. Надо договариваться с лабораториями и химзаводами. Притом что в Америке такие наборы для амбротипистов свободно продаются.
- Наверно, реагенты дорогие?
- Разумеется, на «цифру» легче и дешевле снимать. А тут проявитель надо делать порционно, серебро истощается, надо постоянно досыпать. Приходится всё делать самому – от нарезки стёкол до закрытия готового снимка консервирующим покрытием. Мне хотя бы в ноль выйти, чтобы это окупилось.
- Люди уже делают тебе заказы?
- Если полностью встать на коммерческую ногу, можно отпугнуть божественное проведение. Не хочу превращаться в коммерсанта. Хотя, конечно, в истории встречались и такие случаи, например, Пабло Пикассо был классный и успешный при жизни. Обычно я сам приглашаю на съёмку знакомых. И получившуюся картинку оставляю в своей коллекции. Если увижу, что у портретируемого горят глаза, могу и подарить.
Кровь хлещет, стёкла летят
- На твой взгляд, в Челябинске много интересных типажей?
- Специально никого не ищу, любопытные лица встречаются случайно. Еду на машине, а на остановке стоит девушка, похожая на английскую королеву. И даже не знает этого. По дороге в студию в деревне Колупаевка тоже нередко встречаются необычные персонажи. Всегда спрашиваю себя: «Если не сейчас, то когда?» Надо пользоваться моментом, поэтому если есть свободное время, стараюсь останавливаться и приглашать.
- И как люди реагируют? Не пугаются твоего внешнего вида?
- Наверно, думают, что я маньяк. Это сейчас мой вес немного снизился, я стал похож на обычного толстячка, 140 кг вместо 160. А когда тренируюсь, мышечные ткани наполнены кровью, буквально куски мышц торчат. Вид, наверное, устрашающий. Поэтому сначала показываю работы, даю время подумать. Некоторые всё-таки соглашаются.
- Легко найти с моделями общий язык?
- Расположить несложно, а вот для создания хорошего портрета надо потрудиться. Портретируемый несколько секунд не должен шевелиться и моргать, для этого используется специальное приспособление для упора головы сзади. Мне во время съёмки также непросто. Я же большой, словно слон в посудной лавке. Иногда так взмокнешь от напряжения, что с носа льётся пот. Бывает, начинаю поливать стекло раствором и не замечаю, как режусь острой кромкой. Кровь хлещет, а мне надо быстро проявить снимок. За съёмку теряю до 3 кг, а снимков только два успеваю сделать. Пока подготовил человека, усадил, выбрал ракурс, почистил пластину, полил, пошёл в тёмную комнату и положил в ванну с серебром, пока серебро перешло на пластину, затем вставил её в кассету, сфотографировал, проявил, высушил, – прошло три часа!
Путешествие в воображариум
- Видела, у тебя много стилизованных фотографий.
- На самом деле это тупиковое развитие, я уже побаловался этим. В амбротипии важно другое - передать суггестивное ощущение. Чтобы после просмотра фотографии в голове зароились мысли. Если художнику удаётся вызвать чувство тревоги или страха – это вообще удача. Снимок должен отправлять человека в некий воображариум, в путешествие, может быть, в детство.
- Больше нравится фотографировать людей или природу?
- Иной раз хочется побыть одному, побродить по лесу в поисках удачного места. Время на природе пролетает быстро, только и замечаю, как меняется свет.
- Почему отдаёшь предпочтение чёрно-белой фотографии?
- Амбротипы на самом деле серебристо-чёрные. А что касается цвета, то он всегда должен быть сигнальным, нести какую-то информацию.
- В серии, сделанной на Кубе, наоборот, противоположные снимки, яркие.
- Там другая техника, среднеформатная плёнка, но всё равно виден мой почерк. Посмотрите, как сочетаются цвета, - стоит человек на фоне зёленой стены, а рядом розовая швабра. Я стремлюсь к тому, чтобы цвет оправдывал себя. А не так, как делают многие: приехали на отдых и начали фотографировать всё подряд. Это не фотография, а заметки для домашнего просмотра.
- Кстати, почему не снимаешь улицы Челябинска?
- Если найду что-то интересное, обязательно сниму. У меня, например, есть фотография улицы Морской – вид на металлургический комбинат. Там он выглядит как замок Снежной Королевы, весь в инее.
Не время рекордов
- Такое ощущение, что увлечение фотографией полностью вытеснило из твоей жизни спорт.
- Действительно, немного охладел к нему, на соревнованиях последний раз выступал два года назад. Полностью спорт, конечно, не отпускает, но рекордов пока не планирую. Может быть, продолжу в поддерживающем режиме или выступлю в какой-нибудь узкоспециализированной дисциплине, например, подъём на кисть или на бицепс. Я много времени отдал спорту, теперь интересно развиться в другом направлении.
- А как насчёт другого твоего увлечения – парфюмерии? Не думал совместить выставку с дегустацией духов?
- Это было бы интересно, но проблематично. Можно под какой-то конкретный аромат подбирать фотографию. Надо предложить сотрудничество какому-нибудь парфюмерному магазину.
- В социальных сетях все просят помочь тебе с организацией выставки, кто чем может. Неужели спонсоры не находятся?
- Оформление работ требует колоссальных расходов. Крупные компании, которые любят рекламировать свои добрые дела, меня разочаровали. Поэтому собираем всем миром.
Мнение
- Если говорить о фотографической среде в нашем городе, то стоит отметить, что, челябинская публика больше приучена к репортажной фотографии, где в первую очередь предстают события и эмоции. А, например, абстрактная фотография, которая интегрирована в современное изобразительное искусство, у нас выставляется гораздо реже. Поэтому нашей кураторской группе интересно знакомить челябинцев именно с современной арт-фотографией во всём многообразии её сложных техник.
Алексей Серебряков заинтересовал нас своим нешаблонным подходом к искусству. Знаете, у него прекрасное эстетическое чутьё, он не идёт на компромисс с народным вкусом, он честен сам с собой.
У Алексея есть работы, где велика доля случайности, где у людей свободные жесты, позы, мимика, а есть и почти авангардные снимки со сложной композицией. В амбротипии интересно настраивается зона резкости, есть несколько точек фокуса, и, разумеется, всё определяется тем, на чём фотограф хочет сделать акцент. В некоторых портретах у Серебрякова лицо портретируемого остаётся почти размытым, но зато чётко рисуется структура волос или ткани на одежде. Алексей испытывает любовь ко всем проявлениям материального мира – запахам, вкусовым и тактильным ощущениям. И все работы его брызжут этим чувством любви к жизни. Когда смотришь на его снимки, будто кончиками пальцев ощущаешь все поверхности – бархатистость, шершавость или гладкость. Он любит форму, пластику, материя вокруг него чувственная, налитая, сгущенная, имеющая свой вес, занимающая определённое положение в пространстве.
На выставке в музее мы представим сложную экспозицию, где в одном блоке будут объединены портреты, натюрморты и даже пейзажи. При том, что последние очень сложны в амбротипной технике, так как для съёмки на открытом воздухе необходимо обеспечить ряд условий, с трудом осуществимых вдали от студии: возможность часть работы провести в полном затемнении, наличие большого объёма воды для промывки. Алексей для этого смонтировал в машине специальную систему с тёмными шторами в багажнике. Большую часть выставки займут непосредственно стёкла формата 13 на 18 см и 18 на 24 см. Некоторые работы распечатаем, так как при увеличении амбротипа можно разглядеть предметы в мельчайших деталях.
Надеюсь, эта информация облетит всю Россию, и мы провезём выставку по многим городам.
Досье
Алексей Серебряков родился в Челябинске в 1978 году. Мастер спорта международного класса по пауэрлифтингу, чемпион России и мира. В 2006 году попал в Книгу рекордов Гиннеса, сдвинув с места самолет Ту-134А весом около 50 тонн. В 2011 году вместе с Вячеславом Максютой поставил рекорд Гиннеса по тяге поезда весом 465 тонн. Фотограф, режиссёр, автор двух короткометражных фильмов («Лица Кубы», «Туонельский лебедь»). Амбротипией занимается с 2015 года.