Челябинский художник Елена ЩЕТИНКИНА - один из наиболее известных и признанных мастеров работы по фарфору. Её выставки проходили по всей стране и за рубежом. Работая с довольно хрупким материалом, она показывает характер, который можно сравнить, пожалуй, только с кремнем.
«Чашке № 2» - бой!
- Вас трудно застать в Челябинске. Наверное, постоянно на разъездных выставках?
- Больше времени мне приходится проводить на заводах, в частности в Уфе. Я десять лет проработала главным художником на Южноуральском фарфоровом заводе, но то предприятие умерло. Как и многие другие аналогичные заводы по всей России. Выжили единицы, да и те еле сводят концы с концами.
Мне пришлось два раза и во Францию ездить, на производство знаменитого севрского фарфора. Но там всё очень дорого: за отливку одного своего изделия я должна заплатить 2 тыс. евро! Зачем мне это? К тому же от меня требуют лишь эскизы. А я хочу участвовать во всём процессе, от эскиза до росписи.
- Чувствуется, что вы фанат своего дела. Хотя, думаю, у большинства при слове «фарфор» возникает ассоциация просто с посудой: мол, разве это серьёзно?
- Да, мне некоторые коллеги говорят: «Чего ты с этим фарфором возишься? Написала бы лучше картину!» И могу написать, я ведь и график тоже. Я смогу, а вот смогут ли они хотя бы пару чашек оригинальных сделать - большой вопрос! И потом, фарфор - это ведь не только посуда, это настоящая скульптура, композиции.
Признаю: да, я фанат фарфора. И наверное, из числа юродивых: буду делать только то, что хочу. Несмотря на то, что есть у этого побочная сторона: больших денег при этом не наживёшь. Выставки - что? Похлопали все и разошлись. У музеев денег нет. Держусь пока на заказах из Москвы. Хотя фарфор, конечно, просто бездна! Очень дорогостоящее занятие. Даже директора заводов думают, куда бы сплавить это производство.
- Среди ваших работ есть и посуда.
- Это, скорее, посуда, перетекающая в скульптуру. Я ведь и на заводе не делаю функциональных вещей, только подарочные и выставочные. Например, сервиз как образ - «Путь дракона». А «чашку № 2» я делать не буду! Мне, кстати, один француз, посмотрев работы, сказал: «Вы чисто русский художник, всегда вам нужен смысл».
Фотографируют и воруют
- Помнится, и в советское время малые формы были не в чести. Те же фарфоровые слоники считались символом пошлости. По идее сейчас отношение должно быть другое. Или нет?
- Да, украшательством в те годы не занимались. Но в советском наследии есть немало уникального. Например, на Сысертском заводе была в своё время создана потрясающая бажовская коллекция. Сейчас этот завод делает иконостасы. Церковь там вошла в число соучредителей, поставили им своих живописцев. Между тем сейчас такая волна интереса к работам 50-х годов - в чём-то наивным, но неплохим. И завод мог бы быть на гребне этого интереса, продавая те бажовские скульптуры - были б единственными. И сколько таких примеров!
А они что выпускают? Показали мне кисть руки, на которую брелоки можно вешать. Я чуть не упала!
- Может, они пытаются угнаться за западными веяниями?
- У нас всегда пытаются. Поставили статую коровы, так ведь это всё неоригинально совсем! У нас есть такие пласты культуры - всех бы поразили! Я недавно спрашиваю знакомую художницу: «Дарья, ты зачем в Париж поехала?» - «За идеями». - «Так это они к нам за идеями давно ездят! Потому что у нас идей всегда было много, а с воплощением - беда!»
Например, был случай в 2011 году на выставке в Москве. Увидел француз мою работу - портрет женщины, перетянутой сухожилиями, как деталями архитектуры. Такая своеобразная аллюзия на Нотр-Дам-де-Пари. Принялся фотографировать, с восторгом говорит: «Мы это в Париже воплотим!» И даже меня, автора, не спрашивает, надо ли мне это, разрешаю ли я.
- Но чем плохо взаимопроникновение идей и культур?
- Да ерунда получается! Видела у них на выставке, как какой-то зарубежный художник сделал вариации нашей шоколадки «Алёнка». Вот до чего доходит! Всё обсосал! И такая чушь получилась!
Беда в том, что они беззастенчиво воруют наши идеи. Однажды в Челябинске немцы предложили устроить выставку эскизов. Я сразу отказалась, потому что поняла, зачем и кому это надо. Обычные люди с улицы на такую выставку не пойдут - просто ничего не поймут. А заинтересованные прошли, сфотографировали - и всё, идеи у них в кармане!
А потом наштампуют всё это, но не будет в тех работах авторского нерва.
- То есть своим идеям вы цену знаете.
- Без лишней скромности скажу, что не только я. Помню, как-то попросили меня сделать несколько фигурок к фестивалю «Арт-хаус», чтобы вручать в качестве призов. Так Рената Литвинова, как увидела фигурку дракона, схватила и не отпускала! Другая фигурка, золотого тельца, в итоге оказалась в качестве подарка на столе одного очень богатого человека.
- С таким спросом вы могли бы заключить контракт с какой-либо торговой сетью. Тогда и средства бы появились, и дополнительные возможности для творчества. Были подобные предложения?
- Были, но я никогда на них не соглашусь. Ведь тогда я превращусь в раба, которому начнут выкручивать руки, говорить: вот это модно, а то нет. Это иллюзия думать, что можно заниматься поиском денег и творчеством. Не будет этого! Некоторые считают: вот сейчас заработаю денег, а потом буду творить. Это ловушка, самообман.
Проект - это звучит холодно
- Какие же идеи захватывают сейчас всё ваше время?
- О-о, идей у меня много! Например, тема «Сервиз» - фигуры, составленные из тарелок, прочего. Или скульптура «На все четыре стороны», навеянная преданиями о том, что некогда все люди составляли один народ, с одним языком и культурой, а потом разбрелись по свету.
- Честно говоря, трудно представить такую скульптуру и ту эпоху.
- Это время ещё даже до язычества. Я вижу его как цивилизацию богов в виде птиц (это такой матриархальный символ). Задача очень трудная, учитывая, что от той эпохи практически не сохранилось образов. Надо прыгнуть выше головы, а это всегда трудно и интересно.
- Видите ли среди юных художников таких же энтузиастов, как вы?
- К сожалению, сейчас практически уже не учат мастеров по фарфору. Уйдёт наше поколение - и многие навыки будут утрачены. Молодые сейчас даже говорят об искусстве по-другому: у них всё проекты, проекты! А я не люблю само это слово «проект» - значит, всё холодно обдумано, просчитано, расценено. А где же тогда настоящее творчество?
Между тем только надо правильно понимать, что именно ценно. Пролетел в этом году над нами метеорит и показал, как легко можно стереть с лица земли всё что угодно. И многие вещи, которые нам кажутся такими важными, оказываются очень временными.
Смотрите также:
- Женя Битлз и сэр Маккартни. Один из битлов читал стихи челябинке →
- Владимир Кучер. Ответ Патриота →
- Я твой хостел, и ты мой хостел →