Шведские музыканты записали альбом, посвященный аварии на «Маяке»

Челябинск, 2 июля – АиФ-Челябинск. Шведский проект Neizvestija выпустил альбом, посвященный крупнейшей аварии на химкомбинате «Маяк» в 1957 году. В альбоме семь композиций:

   
   

1. 55º44′ N 60º54′ E 07:11 

2. Muslyumovo 09:13 

3. Kyshtym 02:14 

4. Techa 09:30 

5. Metlino 02:25 

6. Ozersk 09:50 

7. Karachay 12:12 

Название композиций так или иначе связано с аварией на «Маяке».

Из аннотации к альбому: «В Челябинске, в сельской местности, протекает река Теча, воды которой, в начале холодной войны, во время гонки ядерных вооружений, использовал для охлаждения реакторов ПО «Маяк», тем самым сделав ее (вода из реки считалась питьевой на тот момент) и окрестности токсичными. Около четырех десятков деревень, расположенных вблизи реки, были эвакуированы, но последствия от этого не исчезли и поныне. Фермеры в деревнях, расположенных вблизи реки по-прежнему хоронят свой домашний скот с пугающей регулярностью. Потом советская власть перестала использовать реку в качестве захоронения радиоактивных отходов и начала активно использовать озеро Карачай в том районе, сделав его одним из самых смертоносных мест на земле – радиоактивности достаточно, чтобы за час нахождения у берега озера медленно убить человека. В нынешнее время озеро заполняется бетоном, а завод «Маяк» продолжает функционировать для переработки ядерных отходов».

Мнения по поводу выпущенного шведами альбом разделились. Одним такая мрачная музыка по вкусу явно не пришлась: «Озерск как ни как живой город. А тут будто похоронили всех», «Аннотация – бред, а собственно музыки я так и не услышал», «А ребята на самом «Маяке» были? Полная чушь, как музыка, так и умение владеть музыкальными инструментами».

Другие пришли от нового альбома Neizvestija в восторг: «Надо признать, атмосфера очень даже. Вполне себе в духе всяких «сталкеров», «чернобылей», «Абсолютно точная музыка, такая же обреченная как действительность. Когда видишь за колючей проволокой облупленные здания «Маяка», хмурые потухшие глаза бездомных работников смирно возящихся в ядерных отходах, может появиться только такая музыка. Пустота и обреченность!».

   
   

Немного истории

Авария на «Маяке» является первой в СССР радиационной чрезвычайной ситуацией техногенного характера. ЧП произошло 29 сентября 1957 в закрытом городе «Челябинск-40». С 1954 года город назывался Озерск, но его название в советское время употреблялось только в секретной переписке, поэтому авария и получила название «кыштымской» по ближайшему к Озерску городу Кыштым, который был обозначен на картах.

В итоге в 1958-1959 годах в населенных пунктах, подвергшихся радиационному загрязнению, специальные механизированные отряды произвели ликвидацию и захоронение строений, продовольствия, фуража и имущества жителей. После случишегося ввели временный запрет на хозяйственное использование территории.

Стоит ли говорить, что социально-экологические последствия аварии оказались очень серьезными. Тысячи людей были вынуждены покинуть свои дома, многие остались жить на загрязненной радионуклидами территории в условиях долговременного ограничения хозяйственной деятельности. Положение значительно осложнялось тем, что в результате аварии радиоактивному загрязнению подверглись водоемы, пастбища, леса и пашни.

Примечательно, но после взрыва 29 сентября 1957 года, когда поднялся столб дыма и пыли высотой до километра, который мерцал оранжево-красным светом, многие южноуральцы приняли случившееся за северное сияние. Позже в одной из местных газет появилась заметка: «В прошлое воскресенье вечером многие челябинцы наблюдали особое свечение звездного неба. Это довольно редкое в наших широтах свечение имело все признаки полярного сияния. Интенсивное красное, временами переходящее в слабо-розовое и светло-голубое свечение охватывало значительную часть юго-западной и северо-восточной поверхности небосклона…». А заканчивалась публикация так: «Полярные сияния… можно будет наблюдать и в дальнейшем на широтах Южного Урала».

Ознакомиться с альбомом Neizvestija можно здесь.