На Южном Урале живут настоящие христианские отшельники

Фото Александра Фирсова

   
   

Дорога к храму

О наместнике Воскресенского монастыря (именно туда мы держим путь) отце Сергии рассказывают странные вещи. Например, что он окропляет паству святой водой из пульверизатора. Или с порога отправляет любопытствующих с Богом восвояси. Я, некрещёный, с трепетом воображал собственную участь… Чтобы было не так страшно, взяли с собой ризничего челябинского храма Василия Великого Александра Акулова, он немного знаком с отцом Сергием.

Отец Сергий в это утро служил в храме святого Николая Чудотворца в посёлке Бердяуш. Во время службы успевал и кадить, и подпевать певчим, и общаться с прихожанами. Несмотря на прямой острый нос, он показался добродушным человеком.

Наш проводник сразу разглядел в нём аккуратиста: кругом ни пылинки, все священные книги в обложках и даже хоругви в прозрачной плёнке. Мёд, который освящался после службы (наш визит совпал с медовым Спасом и началом Успенского поста), был расфасован в одинаковые баночки.

Выяснилось, что большая часть здешних прихожан вообще не из Бердяуша. Женщины, помогавшие батюшке служить, стряпавшие угощение и наводившие чистоту, в тот же день вернулись домой - в Сатку и Златоуст. Некоторые, приезжая, остаются на несколько дней. Живут прямо здесь, над притвором. С точки зрения быта храм Николая Чудотворца больше похож на монастырь, нежели на приходскую церковь.

Через четыре часа, когда батюшка закончил служить, он вышел к нам в другой одежде: торжественное облачение сменил выцветший подрясник с поясом-корсетом поверх него (видимо, спину повредил). В руке он держал легендарный пульверизатор. Но опрыскивал в основном самого себя. Мрачный схимник, которого мы думали встретить, оказался любителем поговорить.

- Братия раньше надо мной подсмеивалась за эту пшикалку, пока на прошлой неделе рядом с обителью не случился лесной пожар. Оказалось, что заливать пламя бесполезно, а эти штуки сбивают его мгновенно. На меня глядя, все вооружились такими же. Благо в своё время я ими запасся. Спасли нас, можно сказать. Хорошая вещь! Если качественно сделана, десять лет будет служить… А вот здесь налево надо повернуть. Нефтяники трубопровод прокладывают. Видите, сколько техники. И это ещё меньше половины. Как-то яму рыли - такая глубокая, что экскаватор целиком скрывала. У вас машина как, проходимая? А то у нас, знаете ли, болото, может, лучше пешком пойдём? Имейте в виду: владыка Феофан как-то поехал к нам в гости и завяз. На джипе. Трактором вытаскивали!

   
   

Кстати, отец Сергий лишь от нас узнал, что архиерей уже две недели как митрополит. У него нет ни телевизора, ни радио, ни Интернета, ни телефона. Электронику он считает злом.

Как в сказке

К скиту ведёт всё менее и менее проходимая дорога через Романовку и Чулковку. Под конец её вообще пересекает речка Иструть. Издалека обитель мало чем отличается от деревеньки рядом (с названием как у речки): никаких тебе каменных стен, келий и колоколен. Несколько бревенчатых построек, сараи из досок, баня из шпал да руины обезглавленной церкви. Граница монастыря обозначена кривым забором.

Первым делом батюшка просит братию накормить нас простоквашей, мёдом и самодельным хлебом на хмелю. Кроме самого настоятеля, здесь нет ни одного монаха. Только три послушника (Владимир, Дмитрий и Олег) и несколько трудников, в том числе женщины. Разговорчивостью никто из них не отличается. Менее всего они готовы рассказывать, почему здесь оказались.

- Господь привёл, - тихо ответил на этот вопрос похожий на античную статую Геракла Владимир. У него за плечами десять лет монастырской жизни - это местный рекорд среди послушников.

Жизнь братии почти полностью состоит из трудов, в основном физических. Работают не торопясь, зато с рассвета до заката. Монастырь сам обеспечивает себя рыбой, молоком и хлебом. Есть пасека. Остальное (в том числе строительные материалы) покупается на пожертвования. Для коротких досугов есть старенькое пианино. Книги в небольшой библиотеке в основном духовного содержания либо прикладные - по сельскому хозяйству, технические и т. д.

- Увы, надолго почти никто не задерживается. Через месяц-два понимают, что тут никакой не курорт, и сбегают, - сетует отец игумен.

- В трудники принимаете всех желающих?

- Нет. Молодых женщин не принимаем, ибо искушение. И сидельцев. От лихих людей мы здорово хлебнули, не надо нам больше этого счастья. Ну что, перекусили? Пойдёмте, покажу обитель.

Александр Акулов повесил на шею фотоаппарат и превратился в Жака Паганеля. Некоторое время он ходил с нами, а потом ушёл в лес, где пропадал часа три. Несмотря на то что прошло уже 20 лет, Воскресенский монастырь всё ещё кажется необжитым. Сказывается недостаток рабочих рук, да и древние постройки настолько обветшали, что отреставрировать их стоит огромных трудов. Особенно храм в честь Покрова Божьей Матери. В следующем году ему исполнится 100 лет. В 1930-е, когда в обители открыли интернат для душевнобольных, храм лишили звонницы и купола и устроили внутри клуб. Заложили почти все двери, «выпрямили» фигурные окна. Возвращением первоначального облика занимается всего один каменщик, с которым монастырь расплачивается натурой - овечками.

- Сейчас мастера нет. На него леса упали, прямо на голову. После этого он ещё целый месяц трудился, ни на что не жаловался, а когда вернулся в город, тут же угодил в больницу. Дай Бог ему здоровья!

В храме еще долго нельзя будет служить. Поэтому есть другой - в честь преподобного Сергия Радонежского, предположительно, в бывшем доме настоятеля. К его стене прислонён археологический артефакт, найденный в печке, - чугунная надгробная плита, сообщающая о кончине 30 ноября 1853 года инока по имени Афанасий.

- Бог везде, - говорит мне батюшка. - И вокруг нас, и в сердце человека, даже некрещёного. И всё происходит по его воле. Как говорил Давид пророк, «Господь даст благость, и земля наша даст плод свой». Вот не даёт Он благости - и земля сохнет. Можем мы что-то с этим сделать? Да ничего не можем! Послушников мало, никто не хочет бороться с искушениями. Но ничего. Мужик не перекрестится, только пока гром не грянет. А вот как грянет, так сразу понаберут.

- Я думал, здесь-то как раз и нет никаких искушений.

- Ещё как есть! Попробуй, обиду на ближнего уйми. Сможешь? Или мысли тщеславные. Попробуй остановить мысль. Мыслию человек всю Землю способен в один миг облететь. После смерти душа становится как мысль. Поэтому, когда мы возносим молитвы святым, они сразу на них откликаются. Говорят: так в сказках только бывает. А у Бога всё и есть как в сказке. Сейчас мы с местными жителями мирно живём, а когда обитель только возродилась, они повадились нас обкрадывать да грабить. И Господь наслал на деревню волков, которые весь скот погрызли, вплоть до коров. Но ты не подумай: я не заставляю, не заставляю…

Прощались с отцом игуменом долго. Он все хотел нас ещё разок накормить простоквашей или молоком. Напоследок окропил каждого из пульверизатора и заставил написать на листочках свои имена и имена близких, чтоб потом помолиться за них. А потом и вовсе попросил прощения. Интересно, за что?

Справка «АиФ»

По сведениям краеведов, Воскресенский монастырь был основан старовером Василием Гордеевым в 1849 году. За 17 лет до этого он принял монашеский постриг под именем Иоанна. Сначала он принадлежал к беспоповцам, а затем перешёл в единоверие - течение старообрядчества, присоединившееся к официальной церкви. Поставив обитель на ноги, Иоанн ушёл в Сибирь, и больше его никто не видел.

Уральский регион в то время был одним из крупнейших центров старообрядчества. Спасаясь от государственного преследования, раскольники бежали на восток и основывали в горах общины. Многие купцы и промышленники тоже были старообрядцами и покровительствовали им. В горнозаводской зоне было очень много церквей и монастырей, принадлежавших старообрядцам. Например, в одном только Миассе существовало четыре обители!

Смотрите также: