Мария Лукина: Звенящий горизонт

   
   

 «Не договаривая фразы...»

Ведь жизнь, как жалкий какаду,

одно и тоже затвердила:

“Мой милый, жди меня, мой милый,

и я приду, приду, приду...”

(А. Иващенко «Мой милый»)

 

«В нашем очаровательном жанре собралась чертова уйма некомплектного народу, — писал мне Борис Бурда, одессит, остряк и эрудит, имея в виду авторскую песню. — То хорошие тексты, но слабая гитара, то прекрасный гитарист, но полон рот “дикции”, то слышно каждое слово, но это-то и есть самое страшное, то с упомянутым всё в порядке, но на сцене выглядит мешок мешком... А у них просто придраться не к чему — я специально пытался и ничего не отловил».

Они — это авторский тандем Иващенко — Васильев, чьи фамилии сосуществуют слитно. В просторечии — «Иваси». Для друзей — Лёпа и Гоша. И кто поверит, что у каждого из них по два диплома? Географа (МГУ) и актера (ВГИК) — у Иващенко, географа (МГУ) и экономиста (МГУ) — у Васильева…

Се¬годня Иващенко — Васильев стоят, как правило, первым номером в списке представителей авторской песни, желанных публикой.

Популярность — палка о двух концах. Частенько срабатывает как антиреклама. И если делить популярность артиста на плохую и хорошую, то у «Ивасей» она со знаком плюс. То, что пишут эти двое, как исполняют, подшучивая над собой и слушателем, неожиданным поворотом фантазии активизируют публику, держащую ухо востро на их концертах, — не просто доброкачественно, а профессионально. Хотя на вопрос, почему они скрывают, кто и что у них пишет, Васильев отвечает: «Мы в этом деле не профессионалы, чего ж тогда афишировать себя как авторов». Иващенко же продолжает и дополняет его: «Мы критикуем друг друга, каждый умеет что-то делать лучше. И это помогает. Прекрасный способ творчества. “А ты кто такой?” — “А сам...” И получается. В драке рождается истина. И, кроме того, берем один у другого мелодии, тo есть крадем, пишем на них новые стихи, которые тоже взаимно крадем. Пишем и крадем, пишем и крадем... Так и работаем».

А работают они вместе с 1973 года. «Длительная совместная работа выработала у нас одно ценное качество, — говорит Г. Ва-сильев, — терпимость. Терпимость к мнению ближнего и терпимое отношение ко всем музыкальным жанрам, желание найти там для себя что-то интересное. Мы одинаково хорошо относимся к русскому романсу, симфонической музыке, джазу, року, авторской песне — почти ко всем музыкальным формам, которые только измыслил человек». И словно в благодарность такому отношению их творчество демонстрирует полифонию музыкального мышления. А две шестиструнные гитары — уже маленький оркестрик, верно выражающий замысел авторов.

   
   

Отмечу еще, как мне кажется, то главное, без чего вообще выходить на подмостки не стоит. «Иваси» просто знают, что надо на сцене делать. Более того, знают, как это делать. И что вовсе удивительно — умеют делать именно так, что кажется — иной вариант невозможен.

В пользу разносторонности, и не только музыкальной, говорит следующее. Актер и географ Алексей Иващенко мечтает попробовать се¬бя, экспериментируя на музыкальном компьютере, он уверен, что, живи среди нас сегодня Моцарт, «он не удержался бы побацать на синтезаторе». Сейчас Алексей успешно работает в анималистическом кино...

А географ и экономист Георгий Васильев имеет должность, «что и не снилась вашим мудрецам», он является президентом Московской товарной биржи. Какая отличная возможность — скажет на это кто-нибудь — сочетать культуру с бизнесом, артист и меценат в одном лице. И ходить никуда не надо...

В общем, для них жизнь — отнюдь не рефрен того «жалкого какаду», который твердит одну и ту же фразу.

Смотрите также: