Стена плача и памяти

   
   

В минувший понедельник в России впервые отметили День памяти воинов-интернационалистов. В 1989 году в этот день советские войска покинули Афганистан. В Челябинске историю 10-летней афганской войны - в фотографиях и предметах - можно увидеть в музее на улице Дзержинского.

Музей памяти воинов-интернационалистов организовали на Южном Урале ещё в 1988 году. В первом его названии не было и намёка на боевые действия. Музей советско-афганской дружбы - так именовали экспозицию в конце 1980-х. Хотя в самом зале из "дружественного" только одна подборка - купюры, бывшие в обращении в Афганистане, пионерский галстук и значок (афганский народ пытался организовать у себя в стране что-то вроде Ленинского комсомола), журналы, карманный кальянчик и азиатский нож - бичак.

Ущелье из бумаги

Создателей этого музея, вернувшихся с афганской войны, нет в живых - Валерия Анисимова сгубил Чернобыль, а Андрей Репин погиб в автокатастрофе. Кроме их фотографий, по периметру зала сегодняшние хранители разместили портреты погибших в этой войне южноуральцев. Все работы выполнены в технике выжигания по дереву челябинским художником Михаилом Шведовым.

Под фотопортретами в застеклённых тумбах лежат разные военные вещи: гимнастёрки, партбилеты, газеты, значки, боевые награды, афганские форменные панамы. У окна - панцирная кровать, застеленная синим одеялом. На нём - гитара и гимнастёрка с рваной от пули дыркой и ржавыми пятнами крови. Рядом - сложенный в рюкзак парашют и разного рода оружие: снаряды, виновки, мины с миноискателем, гранатомёты, огнемёты. Есть ещё бронежилет, ящики из-под патронов, проводные станции связи и сухпаёк: заржавевшие банки с тушёнкой, сгущёнкой и также пакетики с повидлом и печенье 20-летней давности.

В центре зала - макет горного перевала с военной техникой в мини-формате. Поражает то, насколько мастерски выполнены игрушечные горы и трасса.

- В нашей организации воинов-интернационалистов более двухсот человек - так что мастеров хватает, и зря говорят, что все афганцы с пробитой головой, - любит шутить директор музея Жаудат Баймухаметов.

Афганская война отняла у Жаудата Лутфулловича четыре с половиной года. Лётчик на "Ан-26", в 1980-е он выбрасывал на афганскую землю грузы и десант, а сейчас собирает об этой земле воспоминания.

- Это модель участка дороги Саланг, связывающей Термез и Кабул,- продолжает директор музея. - За войну на этом горном перевале сожгли и подорвали более 11 тысяч машин. Из горящего БТР эвакуировали людей и сталкивали машину в ущелье. Помню, скалы Саланга были просто завалены искорёженными машинами и обломками.

На макете - тоннель в реальности длиной почти 3 километра. В этом тоннеле, где во время военных действий вышли из строя насосы для откачки угарного газа, задохнулись десятки наших военных. Ж. Баймухаметов вспоминает, как в 1980-м году на его глазах колонна зенитно-ракетного полка, потеряла в тонелле Саланг 17 бойцов. После в этом же месте встречные колонны зацепились бортами и движение застопорилось. Эта роковая остановка стоила жизни 40 солдатам и офицерам.

Шлем и компас

Музей воинов-интернационалистов посвящён не только Афгану. Через полубутафорский блиндаж из афганского зала можно проникунуть в прошлое - в зал Великой Отечественной войны. В нём - посмотреть на ржавые каски и гранаты, свёрнутые в скатку шинели, автомат, пилотки, противотанковую мину, прикрытую пачкой "Беломора". Кроме снимков 1941-45 годов, в зале прошлого разложены настоящие награды, в том числе редкие, например, за оборону Заполярья, за оборону Кавказа, а также выставлены сигнальные ракеты, сапёрная лопатка, зажигалка, компас и даже шлем советского танкиста.

За замаскированной картами и фотографиями дверью второго зала - вход в третий, посвящённый чеченским кампаниям и спецслужбам. В этой экспозиции сразу бросается в глаза макет обстрелянного Грозного, с обожжёнными деревьями и чернеющими пустотами в многоэтажках. Но ещё больше - Стена плача - так окрестили в музее список погибших в чеченской войне. Фамилии бойцов, выведенные золотистыми буквами на тёмно-коричневом фоне.

Смотрите также: