Пуск за пуском

   
   

Долгий и обстоятельный разговор состоялся на днях между премьер-министром России Владимиром Путиным и генеральным директором Государственной корпорации по атомной энергии "Росатом" Сергеем Кириенко. Ключевыми темами беседы стали итоги работы "Росатома" в 2009 году и ближайшие перспективы.

У читателей "АиФ" есть уникальная возможность ознакомиться с содержанием этого разговора. Думается, он будут небезынтересен как для тех, кто трудится в сфере атомной энергетики, так и для тех, кто занимается экономическими вопросами, ведь сейчас уже не секрет, что без развития АЭС прорыва в энергетическом обеспечении не добиться.

Год будет рекордным

В. Путин: - Сергей Владиленович, предлагаю поговорить сегодня по нескольким вопросам. Первый - результаты работы отрасли за год. Второй - развитие ядерной энергетики. Что сделано за 2009 год, и что планируется в самое ближайшее время в 2010 году?

"Росатом" - один из крупнейших заказчиков для нашего отечественного энергетического машиностроения. Как выстраиваются у вас отношения с партнёрами внутри страны, и как строите работу с иностранными партнёрами?

С. Кириенко: - На сегодняшний день мы идём выше планового задания, которое нам было дано. Мы выработали уже 148,9 млрд кВт.ч, что на 700 млн больше, чем запланировано по заданию. Мы опять идём с превышением плана. Тенденция, когда было сплошное падение, сломалась. В отдельных регионах, к сожалению, объёмы, конечно, меньше, чем были в прошлом году. В некоторых ситуация изменилась. Но здесь, в первую очередь, сказывается и то, что атомные станции работают с базовой нагрузкой. Мы довольно сильно подсократили сроки ремонта, подняли коэффициент используемой мощности. Если кардинальных перемен по температуре до конца года не будет, то год опять окажется рекордным: мы выработаем больше, чем даже в предыдущих 2007-2008 годах, которые были абсолютно рекордными за всё время работы атомной отрасли России.

Второе, Владимир Владимирович, поскольку вы всегда предъявляли большие требования в отношении безопасности отрасли, то могу сказать, что для нас крайне важно, что этот объём выработки мы дали не за счёт ухудшения показателей безопасности, а за счёт их улучшения. Нарушений, связанных с безопасностью, не было ни одного.

Очень важный для нас показатель - это производительность труда. Перед нами поставлена задача: если в стране в целом надо удваивать производительность труда, то нам, как локомотивной отрасли, требуется двигаться в два раза быстрее всех остальных. То есть, мы должны поднять производительность труда в 4 раза. Получилось, что по производительности труда мы должны расти на 12,5% каждый год.

В. Путин: - Получается?

С. Кириенко: По этому году мы в среднем должны вырасти на 18,5%. Получается, конечно, по-разному, потому что есть предприятия, например, связанные с оружейным комплексом. Там чуть сложнее - мы боимся форсировать, потому что там всё-таки стабильность исполнения заказа важнее. Но мы сделали планы, по которым и они выйдут на 12,5%. Компенсируем за счёт предприятий гражданской части, за счёт таких направлений деятельности, которые можно сделать быстрее. Например, добыча урана - мы там довольно динамично растём сегодня, - а также производство топлива. Поэтому с этим показателем мы тоже справляемся.

Что касается программы строительства. Владимир Владимирович, пользуясь случаем, хотел бы вас попросить, если у вас получится по графику... У нас тут очень знаменательное событие: мы, наконец, возвращаемся к серийному строительству атомных станций, причём уже не на бумаге и не в рассказах, а по факту. У нас завершаются строительные работы, планируется физический пуск второго блока Ростовской атомной станции. Мы завершили основные работы. С сегодняшнего дня началась инспекция Ростехнадзора. Эта станция - достройка, но с этого момента у нас начинается серийное строительство. В своё время серийное строительство атомных станций закончилось в 1986 году. После этого были только три достройки с большим разрывом - в 1995, 2001, 2004 годах. Это была достройка блоков высокой готовности

В. Путин: - Секундочку. На следующий год что планируется?

С. Кириенко: - Первые серийные блоки, которые мы заложили в 2007-2008 годах, у нас предусмотрены на пятилетний срок строительства. 2009 год - это достройка второго блока Ростовской атомной станции. Дальше, в 2010 году, у нас два зарубежных пуска. Мы пускаем "Бушер" и в конце года вместе с индийскими коллегами должны запустить первый блок "Куданкулама". 2011 год - это четвёртый блок Калининской атомной станции и второй блок "Куданкулама".

Покупаем отечественное!

С. Кириенко: - По ключевым предприятиям. Первое. Мы всё закупаем у российских производителей. Команда, которая от вас была - что, как бы там ни складывалась конкуренция, но отрасль всё-таки - локомотив. Докладываю: мы эту команду выполнили, то есть все заказы у нас размещены на российских предприятиях. В качестве примера возьму два предприятия. Знаю, что в ходе "прямой линии" вам был задан вопрос по Ижорским заводам.

В. Путин: - Я именно поэтому сейчас об этом вспомнил.

С. Кириенко: - Если на 2006 год объём заказов был просто "ноль" - до запуска программы, то на сегодняшний день на Ижорских заводах размещено заказов на 16 млрд руб., из них 5,7 млрд руб. - это оплаченный аванс. Объём растёт.

Мы везде всё-таки создаём реальные конкурентные и честные условия, но только между российскими производителями, никаких зарубежных компаний: то, что могут производить российские компании, делают отечественные компании.

В. Путин: - Нужно вместе с ними подумать о том, как создать условия для их модернизации. Они ведь будут в состоянии это делать с помощью государства и привлекая собственные и кредитные ресурсы. Но уверенно смогут работать только в том случае, если будут знать параметры рынка, а рынок вы им обеспечиваете.

С. Кириенко: - Задачу понимаем, мы с ними активно в этом смысле работаем. Очень хороший эффект дают открытые и честные конкурсы. Все компании - хорошие коммерсанты и ребята хорошие, но как только кто-нибудь из них попадает в ситуацию отсутствия конкуренции, сразу начинается "шабаш" по ценам. Посмотрите, что мы делали. Мы запрашивали цену. Нам единственный производитель называет цену. Мы говорим, что нет, по такой цене мы не можем себе позволить строить атомные станции, давайте открытый конкурс, только российские предприятия. И вот - падение цены вдвое.

Мы сейчас пошли по такому пути - создали компанию в "Росатоме", которая занимается только разработкой конструкторской документации и помогает предприятиям, которые говорят, что раньше не работали с атомной отраслью: не умеют. Мы им помогаем. Подсказываем, какое оборудование докупить, какое оборудование модернизировать, - всё это позволяет компании участвовать в открытых конкурсах. Падение цены, в итоге, в среднем достигает 25-30%.

За Индией уже и Болгария

С. Кириенко: - И несколько слов о зарубежных контрактах. Ключевые вещи у нас по зарубежным контрактам - это Индия. Подписано межправительственное соглашение, и мы завершаем подготовку контракта. 4 блока на АЭС "Куданкулам", там, где мы два сейчас достраиваем, - ещё 4 блока на этой площадке. И важнейшая вещь, Владимир Владимирович, - то, о чём вы давно договаривались с руководством Индии. Они это обещание выполнили. Они нам выделили ещё одну площадку. Это Западная Бенгалия, где будет от 4 до 6 блоков.

В. Путин: - Здорово.

С. Кириенко: - Это означает, что в совокупности с тем, что у нас есть, это 12-14 блоков по российским технологиям в Индии. Сейчас мы нашим индийским коллегам предлагаем использовать уникальный российский опыт и попробовать построить это не кусочками, а сразу сделать серийное строительство. Сейчас два блока "Куданкулама" уже сдаются, а потом перерыв. Мы говорим: "Давайте не терять людей, они набрали темпы".

В. Путин: - Дешевле будет.

С. Кириенко: - Наша оценка, что они могут выиграть на этом 25-30% от совокупной стоимости блоков. И дальше, Владимир Владимирович, по ключевым рынкам. Мы сейчас подготовили в соответствии с вашим поручением новое предложение для правительства Болгарии. Там главный вопрос сейчас - это источники финансирования. Проект полностью согласован. И если вы одобрите, мы сможем достаточно быстро договориться.

В. Путин: - Хорошо.

Смотрите также: