Отточенная суета больших клиник. Врачи, медсёстры, пациенты, их близкие: кто-то целенаправленно бежит; кто-то, стиснув зубы, терпит; кто-то, скрестив пальцы, ждёт новостей... Именно такой образ больничной жизни складывается у нас после просмотра TV-сериалов.
И этот образ вы, действительно, можете найти в жизни, но только в больших клиниках. Большинство же наших больниц по-провинциальному тихие, но их несуетливая жизнь иногда лечит куда лучше суперсовременных технологий. Хотя сегодня технологии уже дошли и до многих небольших больниц. Но дело не в технологиях - дело в людях, работающих здесь.
- Понимаете, мы же наших врачей всех по именам знаем. Многие из них просто словом и отношением лечить умеют, - скороговоркой говорит один из моих провожатых по городу Коркино, куда я приехал, чтобы встретиться с одной из местных легенд - хирургом Сергеем Милединым.
Скромная неординарность
Сергей Дмитриевич - человек более чем скромный. Это я отметил, как только перешагнул порог его кабинета. Надо сказать, что отметил это, да простят меня читатели и сам доктор, с некоторым сожалением: нам, журналистам куда проще написать статью, если герой словоохотлив и в меру хвастлив. Если же человек скромный, то вытаскивать из него вкусные личностные факты сложно. Теперь, я думаю, вам станет понятно появление некоторого моего сожаления после фразы доктора Миледина: "Да какая я легенда?! Давайте лучше медициной ограничимся, зачем обо мне говорить". Что же, медициной так медициной...
- Скромничает Сергей Дмитриевич, скромничает, - с улыбкой чуть позже за дверьми хирургического отделения говорит Виктор Филиппов, начальник управления здравоохранения Коркинского муниципального района. - Он не только уникальный хирург, но и уникальный человек.
- А уникальность его в том, что он способен в экстремальной ситуации находить неординарные решения, - подхватывает Владимир Ермолаев, хирург Центральной городской больницы Коркинского муниципального района. - Мы часто вместе ведём операции, и его быстрота и неординарность мысли нередко людям спасали жизнь. Кстати, он и за пределами операционной человек неординарный.
Эту беседу за кадром с коллегами Миледина я специально привёл, чтобы мне, как журналисту, более не мешала скромность моего нынешнего героя. Теперь вот, Сергей Дмитриевич, действительно, можно ограничиться медициной. Хотя...
Опыт в дневниках
- Сергей Дмитриевич, вы же общаетесь с коллегами из больших клиник, чем работа в больнице, например, такого небольшого города, как Коркино, отличается от их подходов?
- Более всего она отличается, конечно, нашими и их возможностями. И в первую очередь не технологическими, а человеческими. Техника сегодня, слава Богу, и в наших, провинциальных больницах неплохого уровня. Не последний писк, конечно, но и не доисторическая. Благодаря администрации Коркинского района и лично его главе Виталию Марченкову, мы сегодня неплохо технически оснащены. А вот возможностей во время операции спросить совета у коллеги более высокого класса, конечно, в крупных клиниках намного больше. У них под боком профессора любого профиля.
- Получается, на местах приходится брать на себя большую ответственность?
- Получается, что так. Хотя, если случается ситуация, когда нужна помощь коллег из области, она всегда приходит. Для этого существует телефон и санавиация. Когда необходима просто консультация, помогает первый, когда присутствие областных врачей на операции - вторая.
- И сколько раз в вашей практике с помощью санавиации приходилось в экстренном порядке вызывать на место коллег из областного центра?
- Да не было такого, вроде, в экстренных ситуациях сами пока справляемся. Но возможность есть. Это главное.
За фразой "в экстренных ситуациях сами пока справляемся" и скрывается та огромная степень доверия коркинских пациентов к доктору Миледину, о которой мне говорили окружающие. За год коркинский хирург в среднем проводит около трёхсот операций, их за более чем тридцатилетний стаж за плечами Сергея Дмитриевича накопилось уже более 10 000. И записи о каждой хранятся у доктора в особых блокнотах. Ведение дневника - не прихоть (хотя, казалось бы, у зав. хирургичес-ким отделением Центральной городской больницы и так немало официальной бумажной работы). Дневники - это бесценный практический опыт, который помогает каждый раз, когда Сергей Дмитриевич стоит у операционного стола. Диагнозы, отклонения, неожиданности во время операции, принятые решения... Не счесть, скольким людям эти милединские записи сохранили здоровье и жизнь.
- Каждая операция индивидуальна, - считает наш герой. - Даже если она простейшая, даже если ты её делал не одну сотню раз. Тот же аппендицит может преподнести сюрпризы. Кстати, заметил интересную тенденцию. Раньше операция по удалению аппендикса была для нас, хирургов, самой распространённой, теперь на первом месте стоят операции, связанные с желчекаменной болезнью. В чём, по моему мнению, скрывается причина? Главным образом, увеличение таких операций связано с тем, что новая техника нам позволила чаще выявлять эту болезнь, при этом диагностировать её на начальной стадии, когда оперировать больного значительно проще.
Без мяса, но с зелёным чаем
Вообще же, доктор Миледин уверен, что многие болезни можно предупредить, просто ведя здоровый образ жизни. Но, к сожалению, отмечает он, к пониманию необходимости следить за своим здоровьем люди приходят чаще через болезнь.
- Что поделать, так устроен человек, - вздыхает Сергей Дмитриевич. - О здоровье не задумываемся, пока оно есть. Я такой же. К примеру, к вегетарианству пришёл тоже через болезнь.
- Не едите мяса?
- Не ем. Ни мяса, ни изделий, в составе которого оно присутствует. Не ем уже где-то лет пятнадцать.
- А молоко, масло, творог, сыр? Есть ведь люди, которые очень радикально понимают вегетарианство...
- А я вообще не радикальный человек. Эти продукты я себе есть позволяю. Что касается мяса, то отказ от него мне помог избавиться от проблем с почками.
- А это не вредно - не есть мясо, ведь человек всё-таки всеядное существо?
- Есть мясо - это лишь привычка, не более того. А коли это привычка, то и отказываться от неё не только не вредно, но и полезно. Хотя, конечно, не каждому пациенту я советую стать вегетарианцем: человек должен быть подготовлен к этому, иметь желание отказаться от мяса. Это из разряда того, что, если человек не настроен быть здоровым, он здоровым и не будет.
Из напитков доктор Миледин предпочитает чай. Причём зелёный, обязательно самостоятельно заваренный, а не вымученный из одноразового пакетика. Почаёвничать в кабинет Сергея Дмитриевича постоянно приходят врачи-коллеги.
- Почему зелёный чай люблю? Всё просто: он мне нравится, - улыбается доктор. - Опять же, напиток этот для здоровья полезен. В отличие, кстати, от кофе. Американские исследователи, к слову, не так давно выявили, что употребление четырёх и более чашек натурального кофе в сутки значительно увеличивают риск возникновения рака поджелудочной железы у человека. У зелёного чая такого негативного воздействия нет.
Умеет убеждать доктор Миледин. И вот я уже начинаю утро не с традиционной чашечки бразильского кофе, а с китайского зелёного чая. Отмечаю, что вкусно, знаю, что и полезно. Да, умеет убеждать доктор Сергей Дмитриевич Миледин, умеет лечить, а главное, умеет понимать людей. Человеческого понимания - вот чего нам так часто не хватает в клиниках больших городов и вот чего в избытке в провинциальных больницах.
Смотрите также:
- «Крылатая» реанимация. Можно спасти даже ребенка весом 500 граммов →
- Умные живут дольше, или Как настроить свой мозг на успех →
- Юлия Бухарская: Свинка здравоохранения →