В глубоком космосе

   
   

Сегодня, 22 июля, южноуральцы смогут наблюдать частичное солнечное затмение. Перед этим событием "АиФ-Челябинск" нашёл людей, для которых жизнь без космоса не мила.

У челябинцев Вадима Казаченко и Юрия Левченко увлечение весьма необычное - астрофотография.

- На самом деле, это сродни охоте, - смеются астрономы-любители. - Только наша "дичь" водится далеко за пределами Галактики.

На даче Вадима Полярная звезда светит прямо над старыми яблоньками. Дорожки, выложенные серым плитняком, сходятся в центре, образуя круглую площадку посреди ухоженных клумб и лужаек. Именно здесь устанавливается на монтировке 12-килограммовый рефрактор, который "дотягивается" до далёких галактик.

Дотянуться до Плеяд

К космосу друзей Вадима и Юрия потянуло ещё в школьные годы. Впервые небесные светила они увидели в астрокомплексе пединститута. Правда, первый серьёзный "инструмент" у друзей появился только года 4 назад. До этого сооружать оборудование приходилось самим - когда-то даже школьный рефрактор был страшным дефицитом, не говоря уже о более серьёзных космических "трубах"...

- В США любительская астрономия - это целая отрасль промышленности. Цена любительских качественных "астротруб" может быть и 50, и 100 тысяч долларов. Мы только в начале пути.

И хотя до оборудования американских коллег нашим астрономам далеко, в альбомах и на дисках Вадима и Юрия - сотни уникальных фотографий. Вообще, именно фотография, а не обычное наблюдение за небесными светилами, увлекла челябинцев.

- Смотреть на планеты неинтересно: зелёных человечков всё равно не увидеть, - отшучиваются Юрий и Вадим, вынося на площадку инструментарий. - Зато с помощью фотографии из черноты можно выявить то, чего не увидишь в телескоп.

Астрофотографы, как и обычные, имеют свою специализацию: кто-то снимает планеты и Луну, кто-то - старты "Шаттла". У тандема Казаченко-Левченко профиль дип скай (в пер. с англ. deep sky - "глубокий космос"), и снимают они то, что обычный человек может увидеть только в учебнике физики: туманность Андромеды, Плеяды и взрывы сверхновых звёзд. Качественная фотография требует немало усилий: экспозиция одного кадра может длиться иногда до получаса. Снимок же складывается из 20-30 таких кадров. Помешать состояться астрошедевру может что угодно, даже вибрация от ходьбы или свет фар автомобиля, проехавшего где-то неподалёку.

Астроферма под Полетаево

Чтобы снять космические "пейзажи", друзья, загрузив пикап Вадима, обычно выезжают в Аркаим, Степное, или на хребет Нурали - там безлюдно и нет лишнего света, как в мегаполисе.

По словам астрономов, на Южном Урале астроклимат так себе: если на Канарах или в Намибии небом щедро гарантировано 300 ясных ночей, то здесь - от силы 50. Ездить в Намибию, Чили или на Канары, где находятся настоящие астрофермы, оборудованные мощными телескопами и где любой желающий за определённую плату может просидеть с телескопом хоть всю ночь, товарищам по окуляру накладно. Но дешевле соорудить и оборудовать обсерваторию на месте. Участок земли - 24 сотки неподалёку от Полетаево - Вадим и Юрий уже купили. Дело за малым - построить обсерваторию.

Звёздные гены

К Вселенной у землян из Челябинска отношение философско-математическое: они рассуждают в масштабах космоса и их диалоги о световых годах и вселенских "фотомоделях" кажутся отрывками из фантастических романов. При этом они перед собой ставят вполне конкретные задачи: отснять объект и получить максимально реалистичное изображение. Кстати, в существовании внеземных цивилизаций челябинские астрономы не сомневаются.

- В туманности Андромеды порядка 200 млрд звёзд, - рассуждает Вадим Казаченко. - Вдумайтесь! Если даже на каждой тысячной звезде есть жизнь, это уже 100 млн цивилизаций. А галактик, подобных этой, порядка 100 млрд!

Со звёздами у нас, по словам астрономов, связь на генетическом уровне.

- Когда возникла Вселенная, в ней был водород и немного гелия. Кислород образуется при огромном давлении и температуре более миллиарда градусов, - объясняют любители космоса. - Условно говоря, как минимум 20% вещества человеческого организма прошло горнила с температурой более миллиарда градусов и сумасшедшее давление. То есть частичка нас когда-то находилась в ядрах звёзд.

Смотрите также: