От винила до цифры

   
   

Он скорее филофонист, нежели профессиональный коллекционер: музыкальные записи для него никак не предмет истового поклонения. "Царь Кощей над златом..." - не про него. Хотя гордиться есть чем: музыкальная коллекция Анатолия Иовика одна из самых представительных не только в Магнитке, но и в области.

Пятьдесят лет развития музыки и ее носителей: 2,5 тысячи виниловых пластинок, 500 кассетных монозаписей, почти 400 - кассетных стереофонических, 4000 компактов. В эти полвека "упакованы" музыкальная история страны и мира, смена субкультур, кипение страстей. Об этом мы беседуем с Анатолием Леонидовичем.

Пластинка вместо пирожков

- Сознательно слушать музыку я начал в 1954 году - тогда мне было 8 лет. Через два года у нас появилась первая модель радиоприемника "Люкс", и началось время музыки из эфира. Самым популярным для меня стал диапазон 31 метр, на котором лучше всего принимались BBC World Service и "Голос Америки". Одну из передач - Music USA, Part 1 - я слушал каждый вечер, включая приемник за полчаса до полуночи. Здесь ловился популярный джаз: Синатра, Армстронг, Каунт Бейси, Томми Дорси. В 1955-56 годах появились пластинки "Вокруг света" - первую я купил, сэкономив на пирожках. Девять "дореформенных" рублей - по тем временам огромные деньги для школьника четвертого класса. Когда у меня появился магнитофон, началось время записи музыки с эфира. Благодаря "Астре", у меня была такая музыка, которой ни у кого не было! Первую заграничную пластинку - настоящую! - я увидел в 1961 году. Немногочисленные в то время "поставщики" специально ездили за винилом в Москву, Ленинград, Свердловск, Ригу. Время от времени и у меня появлялись пластинки, которые стоили бешеных денег: 20 рублей и больше. Они попадали к нам далеко не новыми. Чистые диски появились в моей коллекции только в 1972 году, когда в город на строительство цеха покрытий приехали англичане. А меня к ним прикомандировали в качестве переводчика. Это было знаковое событие для пополнения моей коллекции: я начал получать новенькие пластинки по заказу прямо из-за границы. Позже, через знакомых эмигрантов из Китая, я списался с коллекционерами из Австралии и Канады, и между нами начался хороший обмен дисками.

- Как получилось, что вы, кандидат технических наук, увлекаетесь коллекционированием музыки? Техническое образование - и гуманитарное хобби?

- А разве одно другому мешает? Между техническим образованием, инженерной должностью и любовью к музыке нет противоречия, - они очень хорошо сочетаются. Чтобы ориентироваться в имеющемся материале, пришлось заняться каталогизацией своей коллекции. Первый каталог пластинок - обычную амбарную книгу - я начал вести в 1969 году. А когда в 1995 году у меня появился компьютер, я понял: настало время настоящего каталога! Всё расписано по пластинкам, произведениям, дорожкам, композиторам, продюсерам, оркестрам, есть перекрестные ссылки. Если нужно, через три минуты я буду держать в руках любую требуемую запись.

"Анатолию от Фрэнка"

- У вас есть маленькая коллекция автографов знаменитых певцов...

- Да, у меня есть персональные пожелания от Трини Лопеза и Конни Френсис, кумиров моей юности. Но предмет особой гордости - автограф Фрэнка Синатры. В 1991 году я был в командировке в США и оказался в Атланте как раз во время подготовки его концерта. Мне удалось встретиться с "дорожным менеджером" певца и попросить его о любезности. А через несколько месяцев я получил по почте большой конверт с фотографией, подписанной "Анатолию, с моими наилучшими пожеланиями. Френк Синатра. 1991". Это было почти чудо: Синатра в то время практически не давал автографов.

- В последние годы возникла волна интереса к ретро-музыке. Свинг, джаз, рок-н-ролл вернулись, люди слушают старые мелодии и танцуют под них, режиссеры снимают фильмы про стиляг...

- Сейчас я чувствую явную востребованность той музыки. Причем постоянно появляется новый "старый" материал. Недавний, не совсем удачный фильм "Стиляги" заметно добавил интереса со стороны молодёжи. Индикатор востребованности такой музыки - новая программа на радио "Маяк", где звучат джазовые мелодии... Я до сих пор жалею, что нам с Леней Голицыным в 1989 году отказали в организации музыкальной радиостанции - не дали волну, несмотря на то что лицензию на вещание мы получили. Были уже готовы сценарии, программы, подобрана музыка, ребята из "Диалога" были бы задействованы в литературных композициях. Как раз в то время в Уральском военном округе были списаны 10 самоходных мобильных радиостанций - кто-то побоялся, что мы могли купить одну из них и вести бесконтрольное вещание! Такое время было...

Смотрите также: