Лики на липе

   
   

Небольшая квартира вузовских преподавателей Алексеевых - словно один сплошной иконостас. Резные деревянные лики встречают нас уже в прихожей. А после - десятки святых глаз следят за нашими перемещениями со всех стен и полок двухкомнатной сталинки.

- Вот эта уже готова, - говорит резчик икон, а "в миру" - радиоинженер, заведующий отделом технических средств обучения ЮУрГУ, доцент Глеб Порфирьевич Алексеев. Он снимает с кухонного табурета недавно законченную работу. На этот раз не икону - изображение сказочного седобородого старца, с витым посохом и совой, расправившей крылья над его головой. - Это с картины К. Васильева "Человек с филином", объясняет мастер. - Вообще же я режу только канонические образы.

Семь раз отмерь

Рабочее место резчика Алексеева - столик, табурет, шкаф с инструментом и наждачный станок - оборудовано прямо напротив плиты и холодильника - "царства" жены Натальи Яковлевны. Пока хозяйка готовит ужин, хозяин в очках и лупе скребет по дереву разным инструментом.

- Сначала рисунок по копирке перевожу на доску, - доцент кивает на кипу эскизов. - По этим линиям срезаю первый слой, дальше "срисовываю", поглядывая на бумажный образец. Потом шлифую шкуркой и промываю под струей горячей воды, чтобы убрать застрявший абразив. В конце покрываю смесью пчелиного воска и скипидара.

Все работы Глеба Алексеева вырезаны на липе. Древесина эта как масло, мягкая, и, в отличие от березовой, легко поддается отечественным ножам и стамескам. Таких лезвий в арсенале мастера больше сотни - прямых, загнутых, скругленных... Перед новым полотном их нужно как следует заточить. Неострый нож дерево только рвет.

- Знаете золотое правило резчика? - улыбается мастер, разворачивая из мокрых тряпок и полиэтилена во всех смыслах еще сырую икону Георгия Победоносца. - Снимать нужно только четверть от нужного. Художник ведь, если ошибется, краску скребком сдернет, а я вот, например, с образа великомученика лишнего убрал - промазал с глубиной головы - теперь придется руку ему осаживать.

Образа на чертежах

По дороге в зал останавливаемся у широкоформатной "Тайной вечери". Вокруг неё на зеленой, под малахит, стене развешены работы поменьше. Алексеев с интонацией гида рассказывает, кто есть кто: Богоматерь, Иисус Христос, Кирилл и Мефодий, пророки...

- Не люблю, когда иконы уезжают на выставки. Мне плохо без них, - присоединяется к нашему разговору Наталья Яковлевна. - Их у нас дома около сотни, а всего где-то 150-160 работ.

Резьбой по дереву Глеб Алексеев увлекся еще мальчишкой. А студентом он выпиливал из древесины разные замысловатые поделки, даже пудреницы со встроенными в них радиоприемниками. Все полки, двери, шкафчики и табуреты в квартире и дачном домике Алексеевых тоже всегда были самодельными.

Свои первые иконы доцент вырезал на чертежных досках, списанных из институтской учебной лаборатории. Сегодня эти полотна можно узнать по изнанке, обклеенной плотной бумагой. Бумажным слоем пришлось "замазывать" разные словечки и рисунки, нацарапанные на аудиторных досках студентами.

Теперь дерево для икон мастер покупает в специальном магазине. Трех липовых досок с лихвой хватает ему на целый год.

Сложный вопрос

Всё это техническая сторона резьбы, а есть и другая, духовная.

- Образ из дерева сразу оживает, и каждый по-своему! - Наталья Яковлевна передает нам икону Богородицы. - Посмотрите, вот у этой Богоматери губки пухленькие получились, как у молодой женщины. У той - совсем другие, крепко сжатые, и взгляд мудрее и печальнее, как по церковному канону.

- А сами в церкви часто бываете? - спрашиваю хозяев.

- Нет, не часто, - улыбка потихоньку исчезает с лица добродушного резчика и он уходит мыслями глубоко в себя. - Сложный это вообще-то вопрос... Понимаете, церковь и вера не всегда одно и то же...

Смотрите также: