А нужны ли они нам?

   
   

Во время кризисов в экономике, отмечают южноуральские социологи, обостряются все общественные болезни. Вот и сейчас, когда безработица в стране и области нарастает словно снежный ком, среди некоторых наших сограждан стали усиливаться неонационалистические настроения. Например, стала намного слышнее ругань в адрес гастарбайтеров, приезжающих к нам из бывших союзных республик.

Иногда она слышна в семейной болтовне за чашкой чая, иной раз видна в резвых спорах на интернет-форумах и личных сетевых блогах. Теперь же, после акции, проведенной организацией "Молодая гвардия" в шести российских городах, в том числе и Челябинске, агрессивные настроения против трудовых мигрантов-иностранцев зазвучали уже публично.

Главбух с акцентом

Мухтор приехал в Челябинскую область из Таджикистана. Он специалист с высшим образованием и много лет проработал главным бухгалтером на одном из крупных таджикских заводов. Когда Мухтора сократили, ему пришлось отправиться на заработки на Южный Урал. Теперь высокопрофессиональный главбух трудится подсобным рабочим на одной из челябинских строек за 20 тысяч рублей в месяц. Высокую, даже по российским меркам, зарплату разнорабочему платят вовсе не в угоду его финансовым знаниям и опыту. Просто Мухтор трудолюбив и исполнителен. Единственная его цель - заработать, чтобы прокормить семью, поэтому и лениться ему некогда. Сейчас он уехал на родину повидаться с семьей.

Историю Мухтора на чистом русском, с еле заметным азиатским акцентом, нам рассказал Юсуп (имя изменено по просьбе героя). Он родом из Ингушетии. С семьей живет на Южном Урале вот уже два года, занимается тем, что подыскивает трудовых мигрантов для работы в строительных фирмах. Из гастарбайтеров он легко набирает целые бригады. Юсуп помогает им легально пересечь границу, оформляя все разрешительные документы и подыскивая съемное жилье. Он же подбирает мигрантам стройподряды и бронирует для своих "вакансии" на будущие строительные сезоны. К слову, Юсуп очень сомневается в том, что финансовый кризис сильно ударит по мигрантским бригадам, и что гастарбайтеры, выброшенные на улицу, пойдут грабить и убивать.

- Если их и уволят с замороженных стройплощадок, они легко найдут себе любую другую работу. На стройках ведь и так работа временная, сезонная. Зимой мигрантов нанимают только на площадки каркасно-монолитного домостроения. Весь остальной заработок - от частных заказов: кому баню или дом построить, кому забор поставить или капремонт в квартире провести.

Россияне на три месяца

В основном на частных подрядах в Челябинске живет и таджик Али, младший брат того самого главбуха Мухтора. Специальности он, в отличие от старшего родственника, не приобрел никакой, но приехав вслед за ним на Южный Урал, оказался хватким малым, обосновался в Копейске и теперь даже привозит на заработки своих земляков.

На работу в Россию едут в основном селяне. В родных аулах деньги, которые можно заработать здесь, им даже и не снятся. На 15 тысяч руб-лей (то есть на среднюю зарплату квалифицированного гастарбайтера в Челябинской области), к примеру, в Таджикистане два месяца может жить семья из 10 человек. Не шиковать, конечно, но все дети и жены будут накормлены, одеты и обуты.

Шамсутдин рванул на заработки в Челябинск из Азербайджана, когда на родине стало катастрофически не хватать на жизнь его большой семье. Он поменял некогда удобное и доходное кресло инспектора по кадрам на нефтеперерабатывающем заводе под Баку на робу чернорабочего на южноуральской стройке. Правда, приезжает к нам бывший кадровик лишь на время строительного сезона. Отработав 3 месяца, возвращается в Азербайджан. Но это скорее исключение. Обычно мигранты трудятся не вахтовым методом, а постоянно. Да и закон обязывает гастарбайтеров пересекать границу в обратном направлении не позднее трех месяцев после приезда в Россию. Так они и делают. Вот только, получив необходимую отметку в миграционной карте, тут же возвращаются обратно на наши стройки. Многие перевозят сюда и свои семьи.

Так, например, поступил азербайджанец Михаил ("выдать" его настоящее имя Юсуп не решился - у героя разрешения спросить не успел). Он живет в пригороде Челябинска уже 10 лет. Приехал, как водится, сначала один, потом дом купил и семью привез. Михаила в бригаде уважают и ценят, такого квалифицированного и ответственного каменщика днем с огнем не сыскать. По диплому у Михаила инженерно-строительная специальность, он окончил вуз. Работы на родине для него не оказалось, поэтому азербайджанец весь сезон трудится на стройплощадках каменщиком, а в ноябре-декабре берет подряды на внутренние отделочные работы и "шабашит" у частников. А как еще, если дома шестеро ребятишек?

Жены у многих гастарбайтеров не работают, а ведут домашнее хозяйство - традиция, никуда от нее не деться. Но бывает, что и они, приезжая в Россию вслед за своими мужьями, идут работать. Обычно поварами в бригадных столовых или в уличных киосках шаурму и лепешки жарят. А вообще женщины здесь, договорившись, чаще распределяют роли: одна работает, другая за детьми смотрит, третья готовит обеды на весь "клан".

А вот неженатые мигранты стремятся найти свою половинку среди местных красавиц. Хотя, смеется Юсуп, в женах восточные мужчины ценят вовсе не привлекательную внешность, а умение наладить быт и воспитывать детей. Но южноуральские жены, добавляет он, и красивые, и хозяйственные. С таким семейным тылом мигранты успешно оканчивают вузы, как, к примеру, узбек Алишер, учившийся в Челябинском педуниверситете на историческом факультете (сейчас он, кстати, достаточно успешно развивает в Челябинске свой бизнес), или таджик Зарух, получивший в ЮУрГУ диплом юриста.

Но все-таки основная масса приезжих трудится там, куда южноуральцев и кнутом не загонишь, даже несмотря на неплохую зарплату. А если и загонишь, то через некоторое время многие местные отдают предпочтение не мастерку и лопате, а наполненному стограммовому стакану и соленому огурцу. Почему большинство заказчиков и предпочитают иметь дело с приезжими. Хотя в стройбригадах Юсупа мирно сосуществуют и азербайджанцы, и узбеки, и таджики, и русские. Любые конфликты бригадиры стараются гасить на самой начальной стадии, иначе - работы не выйдет. Кстати, конфликты тушит не обязательно начальство, ведь в среде мигрантов выстраивается своя иерархия. На вершине пирамиды те, кто постарше, поопытнее и получше знает русский язык. Молодежь, совсем не говорящая по-русски, чаще выполняет грязную подсобную работу.

По данным УФМС по Челябинской области, иностранная рабочая сила сегодня привлекается на Южный Урал из 51 государства! Сказывается и то, что наш регион пограничный: за таможней - Казахстан. При этом гастарбайтеров-казахов у нас днем с огнем не сыщешь, ведь соседняя с нами республика сама привлекает трудовых мигрантов. Зато, благодаря соседству с Казахстаном, довольно частые трудовые гости в нашей области - китайцы. Китайские бригады сменяют друг друга каждые три месяца.

Кто против?

На одном из российских форумов мы увидели совершенно разношерстные высказывания в адрес мигрантов. Некоторые, в основном москвичи, кричали, не аргументируя: "ПРОТИВ!!!". Другие призывали искать разумные способы общежития с ними, хочется нам этого или нет. Третьи вспоминали ярое стремление азиатов к независимости и предлагали им сидеть "в своих аулах" или "отправляться в страны НАТО". Многие боялись опасности заразиться привезенной южной болезнью, грязи и преступлений с их стороны. Кто-то сетовал на то, что гастарбайтеры сбивают уровень заработка местному населению. Можно по-разному относиться к мигрантам, но почему-то обрадовали сообщения на форуме о том, что "не стоит винить какую-то конкретную национальность" и адекаватные мнения, типа "наши соотечественники, желающие работать на стройке - это бывшие зэки, бомжи и алкоголики. Сами понимаете, какие это работники. Мигранты намного трудолюбивей нас. Без них нам не обойтись".


Мнение специалиста

Анатолий Пепеляев, начальник отдела по вопросам трудовой миграции УФМС России по Челябинской области:

- Я уверен, что в Челябинской области есть предприятия, которые без иностранных работников просто не справятся. Доля иностранной рабочей силы от экономически активного населения не превышает 2-4% и негативного влияния на региональный рынок труда не оказывает. Иностранцы занимают ту нишу, которая непривлекательна для российских граждан. Они работают там, куда местные жители не идут.

КОММЕНТАРИЙ

Илья Аносов, начальник комитета по взаимодействию с общественными, религиозными и национально-культурными объединениями правительства Челябинской области:

- Радикальные националистические настроения рождаются обычно там, где есть избыток материальных благ. Как правило, в мегаполисах. Вспомните - террористы-экстремисты в свое время были родом из зажиточных семей. Челябинская область в этом отношении - регион благополучный и спокойный, поскольку, как показывает история, южноуральцы всегда больше работали, чем деньги делили. Недавно мне в прямом эфире на телевидении сказали, мол, у гастрарбайтеров ничтожно низкий уровень культуры и это очень плохо для нас, россиян. Но, к сожалению, свою культуру мы теряем сами, а вовсе не за счет того, что нас разбавляют мигранты. Миграционные потоки будут все равно к нам идти, и лучше подумать, как они будут вписываться в наше с вами общество, чем тратить время на националистические заявления.

Смотрите также: