Как дожить до 100 лет?

   
   

По словам Евдокии Константиновны Меньшениной, главное - питаться правильно, беречь ноги и приносить пользу окружающим.

Маленькие, но жилистые руки бабы Дуси ловко управляются со спицами и клубком ярких ниток. Ровные ряды петелек выходят из-под рук столетней женщины. На диване лежат связанные вчера носки.

- А что делать-то? Вот сижу и вяжу, - добродушно улыбается старушка, и ее голубые глаза искристо светятся. - Несите клубочки, свяжу и вам носочки. И вас вязать могу научить. Самое главное - петли выучиться делать. Далее всё просто.

"Помню революцию"

В прозрачном файле лежат старые потертые документы, возраст которых уже 100 лет. В пожелтевшем от времени потрепанном свидетельстве о рождении аккуратная запись свидетельствует о том, что Евдокия Константиновна родилась 29 февраля 1908 года в деревне Плотниково Еткульского района Челябинской области.

Все события своей долгой жизни седая как лунь баба Дуся помнит, несмотря на солидный возраст.

- Помню революцию. Я тогда совсем девчушкой была. Мы же не понимали ничего, радовались, плясали... Замуж я вышла в 17 лет, - вспоминает долгожительница. - Там и дочка Валя родилась уже. Потом я училась на пекаря. За два дня до 22 июня 1941 года устроилась работать в пекарню гастронома на КБС, и тут объявили войну... Мужиков всех забрали в один день, остался с нами только безногий сторож...

Во время войны в семье детей прибавилось: в Челябинск эвакуировали кировский детский дом. Испуганная Лида приглянулась Евдокии Константиновне сразу же. Недолго думая, Меньшенины ее удочерили. К окончанию войны Евдокия Меньшенина уже была заведующей кулинарным производством и матерью двух дочерей, родной и удочеренной.

После войны Евдокию Константиновну, опытную стряпуху, пригласили работать в ресторан гостиницы "Южный Урал". Как рассказывает внучка бабы Дуси (сама уже тоже бабушка), Лилия Анатольевна, их бабушка кондитером была отменным, и в городе даже устраивались персональные выставки с ее кондитерскими шедеврами. Пекла кондитер-самоучка в основном на заказ для городских праздников, партийной верхушки, жителей обкомовских дач. И даже получила звание главного кондитера Челябинска.

- На открытие ЧТЗ пекла огромные торты - бисквитный 12-килограммовый и "Наполеон", - рассказывает старушка, теребя клубок. - Помню, на носилках торты несли, такие они большие были.

От тех времен остались только фотокарточки с фигурными краями да рассказы бабушки-кондитера.

- Она у нас уже давно не печет, - говорят внуки, которые навещают любимую бабушку несколько раз в день. - Мы ей всю выпечку покупаем. Причем бабуля на вкус может определить, чего недоложили, чего переложили и как надо было сделать. Торт принесем - она оценивает, вкусно или невкусно готовят сегодняшние кондитеры. Не всегда оценка положительная...

Спицы вместо лекарства

Баба Дуся уже 45 лет как на пенсии. Муж умер больше 20 лет назад, обе дочери уже тоже ушли из жизни. Зато есть любимые внуки, Анатолий и Лилия, шесть правнуков и даже двое праправнуков. Живет долгожительница одна, внуки к ней приходят на дню по нескольку раз. А вот к ним переезжать самостоятельная бабуля не хочет.

- Тесно же будет! - смеется Евдокия Константиновна. - Чего мешаться! Да и я одна справляюсь дома, не жалуюсь.

Что правда, то правда. На жизнь челябинка, пару месяцев назад отметившая свое столетие, никогда не жалуется. По словам бабы Дуси, жить ей всегда хорошо было: и при Сталине, и при Хрущеве, и при Брежневе, и сейчас при Путине.

- А чего жаловаться? - здраво рассуждает бабушка и вяжет очередной половичок. - Работать надо. Без работы хвори все начинаются, в голову ерунда всякая лезет.

На здоровье Евдокия Константиновна тоже особенно не жалуется. До 90 лет вообще шустро бегала. Но в 2000 году упала - перелом шейки бедра. Теперь ноги болят. Правда, старушка не унывает.

- Сейчас вам похвастаюсь, чем занимаю себя, - немного смущаясь, говорит баба Дуся. - Вяжу. Носки - за день выходят, на половичок уходит тоже около дня.

Тем временем внучка Лилия Анатольевна достает рулоны круглых ковриков и мешки с носками.

- Сейчас у бабули один глаз не видит, зато второй - почти "единичка", - поясняет внучка. - В 96 лет мы ее возили на операцию, и бабуле удалили катаракту. Начала вязать. Уже штук 100 ковриков связала да носков несколько мешков. Только просит нас, чтобы мы ее снабжали пряжей. В результате мы все - правнуки, соседи, знакомые - обвязаны нашей бабой Дусей!

- А у меня всё-всё самовязаное: носки, чулки, варежки, шарфы, - поддакивает столетняя бабушка. - Шали-паутинки не хуже оренбургских раньше вязала... Приходи, вязать тебя научу. А носочки мы вам сейчас подберем. Ножка у тебя маленькая?

От улыбчивой старушки мы уходим с мягкими разноцветными подарками: шерстяными носками и пестрыми круглыми ковриками, связанными из лоскутов.

Уже прощаясь, не выдерживаю и задаю вопрос: "Баб Дусь, как дожить до 100 лет?"

- Ешь больше, особенно рыбку, - добродушно улыбается баба Дуся, в семье которой были и другие долгожители, - Хоть и молодая, бегай меньше, тихонько ходи - ноги-то беречь надо, в старости болеть меньше будут. И работай, приноси людям пользу. Тогда точно доживешь до 100 лет!

Смотрите также: